Методика
                        Сценарии внеклассных мероприятий
                                  
Праздник бабушкиного сундука.

Зал украшен поделками и предметами быта в русском народном стиле (роспись по дереву, вышивка, бисероплетение, резьба по дереву и т. д.). Оформлена выставка кукол в русских народных костюмах. На видном месте располагается большой сундук (настоящий или склеенный из картона) с замком. В зале представлена книжная выставка Волшебный свет народного искусства”.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

Ведущий
Чтец
Летописец — в одежде, стилизованной под древнерусскую
Бабушка Арина — одета в старинный русский костюм
Девушки (1—7) — в русских народных костюмах
“Прекрасное — своими руками”

Цитата:

А если так, то что есть красота?
И почему ее обожествляют люди:
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий

“Узорочье народного костюма”

Цитаты:

Какова пряха, такова на ней и рубаха.
(Русская народная пословица).
Она шила, красна девица,
И по плису, и по бархату,
По белому да коленкорчику,
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке.
Шила девица приданое,
да приданое немалое.
(Русская народная песня)

ВЕДУЩИЙ: Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о красоте. Да, да, вы не ослышались, именно о красоте. Она проявляется в великом множестве предметов и явлений: и в цвете, и в ночном небе, и в белоствольной березке, да мало ли в чем еще! Мы часто слышим — “красота родной земли”. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей). Мила нам природа родных мест, красиво все, что связано с понятием “родина”. Вдали от нее человек тоскует, душа его печалится, рвется к отчему дому.

ЧТЕЦ: Родина — мы говорим, волнуясь,
даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность.
Это все, что мы зовем судьбой.
Родина, Отечество святое —
Перелески, рощи, берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от Луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть - чуть не долетев.

ВЕДУЩИЙ: Красоту родной земли русские люди воспевали с древнейших времен. В одном из литературных памятников древнерусской литературы ХII века — «Слове о погибели Русской земли» летописец воздает такие похвалы своему отечеству.

ЛЕТОПИСЕЦ (с бумажным свитком в руках; читает): «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полянами дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными — городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многомудрыми, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

ВЕДУЩИЙ: Иноземные гости, восхищаясь красотой русичей, отмечали их необыкновенную душевную доброту и внешнюю привлекательность: высокую статную фигуру, величественную осанку, белое с ярким румянцем лицо, соболиные темные брови, у женщин — плавную лебединую походку. Красота русской женщины запечатлена в былинах, сказаниях, народных песнях, литературных произведениях. Вот какое описание находим мы у М. Ю. Лермонтова в его «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

ЧТЕЦ: Ходит плавно — будто лебедушка,
Смотрит сладко — как голубушка,
Молвит слово — соловей поет.
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием.
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белую цалуются.

ВЕДУЩИЙ: Представления народа о человеческой красоте (внешней и внутренней) воплощались в ярком самобытном искусстве. Испокон веку славилась русская земля своими народными мастерами, которые превращали обычную вещь в своем доме в настоящее произведение искусства. Весь мир знает о наших чудо-матрешках, о гжельской, хохломской, жостовской росписи, вышивке, придающей неповторимый облик каждой вещи, будь то скатерть, занавеска, полотенце, одежда.

Обратите внимание на нашу выставку изделий народных промыслов. Скажите, глядя на эти предметы, что вам в них нравится, что удивляет, волнует. (Ответы детей.)

Конечно же, всем нравятся яркость красок, причудливые узоры, древние традиции. Как вы думаете, мастера народных промыслов — обычные люди или нет? (Ответы детей.)
Да, это обычные люди, но у них есть один секрет; они не только сами видят и понимают красоту, но и хотят, чтобы эту красоту увидели и поняли другие, то есть мы с вами. А поможет нам в этом Бабушка Арина, народная мастерица, хозяйка вот этого большого сундука. (Указывает на сундук, стоящий в комнате)

БАБУШКА АРИНА: (говорит с поклоном): Добрый день, судари и сударушки, красны девицы да добры молодцы! Расскажу-ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте, думайте да соображайте... Как глаза-то закрою, так и вижу себя молодой да красивой. Соберемся, бывало, вместе, парни и девушки. Смех, разговоры, девицы песню заведут: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...» Сами же одна другой краше: рубахи на них шелком шитые, сарафаны — как цветы в поле, яркие да нарядные...

Девичье дело капризное, девичья воля короткая. На то она и девушка, чтобы ахала соседушка, гордился отец, тосковал молодец. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды-то сами шили, расшивали да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть. Относились к праздничной одежде очень бережно, хранили с любовью, передавая своим внукам и правнукам.

ВЕДУЩИЙ: Особенное, бережное отношение русских крестьян к своей одежде отразилось в народном фольклоре: песнях, прибаутках, загадках, пословицах, поговорках.

БАБУШКА АРИНА: Помню, певала я своему дитяти Ванюше колыбельную. А уж и нравилась она ему, голубчику моему. (Поет, баюкая куклу.)

Байки-побайки
Матери-китайки,
Отцу-кумачу
На две ластовки,
А брату-бархату
Да на шапочку.
А самой молодой
Сарафан золотой
С ленточками,
С позументочками.
Сестрице — рукавицу
Из конопляной кострицы,
Бабке — лапанцы.
Дедку — катанцы.

ВЕДУЩИЙ: В этой старой русской колыбельной песне встречаются слова, которые могут быть непонятны сегодняшнему слушателю. Китайка — сорт хлопчатобумажной ткани; ластовка, ластовица — четырехугольная разноцветная вставка в рукав женской рубашки; позумент — тесьма из золотой или серебряной нити; кострица — жесткая кора растений, годных для пряжи (лен, конопля); лопанцы — рукавицы, катанцы валенки.

А теперь попробуйте, ребята, отгадать русские народные загадки о различных предметах одежды.

А ну-ка, ребята, кто угадает:

• На десятерых братьев двух шуб хватает. (Рукавицы)
• Зимой греет, весной тянет, летом умирает, осенью оживает. (Шуба, тулуп)
• Тепла не дает, а без него холодно. (Пояс)
• Сижу верхом, не ведаю, на ком, знакомца встречу — соскочу, привечу. (Шапка)
• Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а днем заперт. (Лапти)
• Два арапа, родные брата, ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают. (Сапоги)
• Разошлись пальчики по чуланчикам. Каждый пальчик в свой чуланчик. (Перчатки)

(Ответы детей)

БАБУШКА АРИНА: А поговорки-то какие народ придумывал! Нарядится девица, идет, раскрасавица, в уборе своем праздничном, а народ ей в след: «Идет, словно павушка плывет», «Из милости ступает, травы не мнет, ненароком взглянет — что сто рублей подарит»; «Ни в сказке сказать, ни пером описать»; “Какова пряха, такова на ней и рубаха»; «Красна девица статью». Мастериц тружениц очень уважали, бережливость почитали, говорили: «Бережливость лучше прибытка» да «Бережливость дороже богатства». ВЕДУЩИЙ: Эта народная мудрость и в сегодняшней нашей жизни пригодится — она на все времена, для всех поколений. Народные наблюдения над жизнью заключены и в частушках. Веселые, напевные и лирические, они дают нам представление и о крестьянском быте, в котором одно из главных мест занимала одежда.

(Девушки в русских народных костюмах исполняют частушки.)

ДЕВУШКИ (поют):

Как я Ваню подпояшу
Черной бархатиночкой,
Как я Ваню поцелую,
Назову картиночкой.

Ой, лапти мои,
Лапоточки мои,
Вы скородили, пахали,
Танцевать сюда попали.
Ты расти, расти, коса,
до шелкова пояса,
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.
Куплю ситцу штуку целу,
Ленту алую для кос,
Поясок, рубаху белу
Подпоясать в сенокос.
Наши девы — молодицы,
На все руки мастерицы:
Вяжут, шьют, прядут и ткут
И умело дом ведут.
Ах, мое приданое
Крепкое. не рваное —
Вышивала я узор
На свой свадебный убор.
В сундуке моем добро
Бережно хранится.
Когда времечко придет,
Доченьке сгодится.
Старый бабушкин сундук...
Тайны жизни в нем живут,
Наша женская судьба
Место в нем свое нашла.
ВЕДУЩИЙ: Так хочется узнать, какие тайны скрываются в сундуке нашей Бабушки Арины!
БАБУШКА АРИНА: Хотите, покажу, что в сундуке своем храню? (Вынимает из сундука поочередно предметы женского народного костюма. Приглашает девушку из зала, помогает ей примерить наряд)

Сама я родом из Орловской губернии. Наш крестьянский костюм состоял из рубахи, поневы, передника — запона, головного убора — “сороки”, или кички.

Рубахи носили девочки и мальчики, девицы и парни, мужчины и женщины. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи, богато украшенные вышивкой. Эта вышивка — не только украшение, но и “оберег”. Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

ЛЕТОПИСЕЦ: Вышивка представляла собой орнамент из определенных фигур и располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и, самое главное, — на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми.

Знаки добра вышивались разноцветными нитями в строго определенном порядке. Первоначально, в давние времена, рисунки – «обереги»

имели прямой магический смысл. Шло время, уходили в прошлое старые верования, забывалось значение рисунков, но оставалась красота, понятная в близкая во все времена.

БАБУШКА АРИНА: В сундуке для приданого невеста хранила пять- шесть, а та, которая побогаче, и дюжину рубашек. Самую красивую, хорошо отбеленную, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. В этот же день надевалась и похожая на юбку понева. Заканчивалась беззаботная девичья жизнь и начиналась жизнь в замужестве, с постоянными хлопотами по хозяйству. Крестьянки называли поневу “вечным хомутом» да «бабьей кабалой». Богатые крестьянки, кроме повседневной, имели три праздничные поневы, которые украшались по подолу нашивками – «оберегами». Самая нарядная понева называлась «годовой» надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам. Самую скромную по украшениям — “воскресную” — надевали к обедне по воскресеньям. Шили поневу из шерстяной ткани домашнего изготовления черного, синего или красного цветов.

ВЕДУЩИЙ: Известны несколько разновидностей понев. Распашная понева — самая древняя. Она не сшивалась по всей окружности тела, как юбка, а состояла из трех полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других, пришитых к нему, — по бокам. Спереди полотнища не сшивали, так как распашная понева надевалась непременно поверх длинной рубахи с расшитым подолом. В большинстве сел такие поневы носили с “подтыком”, то есть поднимали полы и затыкали у пояса, чем достигали необычного эффекта пышности, статности женской фигуры. Более поздняя понева — плахта — была сшитой кругом, как юбка. Понева - плахта была короче рубахи и не закрывала ее расшитый по низу подол.

БАБУШКА АРИНА: Сверху рубахи и поневы русская крестьянка надевала передник. Его называли “запоном”, “занавеской”. Он тоже очень богато украшался и вышивкой, и вставками из атласа, и тканым узором. Заканчивался запон зубчатым кружевом, вязанным крючком, или оборкой из шелковой ленты.

ВЕДУЩИЙ (обращает внимание на характер узоров передника и других предметов костюма): Посмотрите, какая великолепная цветовая гармония! Богатейшие узоры из полос (тканых, вышитых, кружевных) плавно переходят один в другой, ритмично нарастая к нижнему краю. Обилие красного цвета (это очень характерно для техники вьшивки «Орловский спис») придает узорам удивительную красоту и оптимистичность. Слово «красный» было у наших предков синонимом слова «красивый» («красна девица», «не красна изба углами, а красна пирогами» и т. д.).

БАБУШКА АРИНА: Красоту нашему женскому народному костюму придавал головной убор. Ходить с непокрытой головой разрешалось только девушкам, а замужняя женщина должна была полностью закрывать волосы. По древним поверьям, человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права “опростоволоситься”, то есть показаться на людях с “простой” — непокрытой головой.

ЛЕТОПИСЕЦ: Головной убор русской крестьянки (“сорока”, или кичка) был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5 кг; украшался золотым шитьем, бисером, бусами, бахромой. Очелье, закрывающее лоб, а также позатылень, закрывающей затылок и шею, были обязательными элементами «сороки». На Орловщине в некоторых местностях шились рогатые кички. Вид получался, конечно, весьма оригинальный. Это своеобразие женского головного убора заняло свое достойное место в истории русского народного костюма.

БАБУШКА АРИНА: В нашем селе священник не пускал в церковь, если кто придет «с рогами». Женщины по-своему «обманывали» его: в церковь они ходили в кичках с рогами, повязывая поверх кички платок.

ВЕДУЩИЙ: Так крестьянки отстаивали свое право сохранять традиции, не уступая даже священнику, хотя вера в Бога, в магические силы всегда была очень сильна в русском народе.

Сила нашего народа не только в верности традициям, во и в отношении к труду. Русские мастерицы многое умели делать: например, прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева — блонды.

А еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нитки, а на ткани — то ромашки, то петухи, то елочки, то фигурки людей и животных.

Придумали мастера, как работать со льном, и стали этому своих детей учить. Чтобы детям снова не пришлось придумывать. Не было в давние времени ни учебников, ни детских книжек с яркими картинками, да и школ во многих деревнях не было. Как же дети запоминали все, что надо сделать со льном, чтобы он превратился в полотно? Они играли, давайте и мы тоже попробуем.

(Ведущий приглашает Девушек в русских народных костюмах, которые поют, совершая при этом определенные действия по ходу песни. Последние две строчки первого куплета предлагается повторить гостям, а затем гости поют последние строчки куплетов вместе с исполнительницами.)

ДЕВУШКИ (поют):

Лен ты мой зеленой,
При горе при крутой
Уж я сеяла да сеяла ленок,
Уж я, сеяв, приговаривала,
Чоботами приколачивала:
Ты удайся, удайся, мой лен, - 2 раза
Ты удайся, мой белый ленок.
Я полола, полола ленок,
Я, половши, приговаривала:
Ты удайся, удайся, мой лен, - 2 раза
Ты удайся, мой белый ленок.
Уж я дергала, дергала лен,
Уж я, дергав, приговаривала:
Ты удайся, удайся, мой лен, : - 2 раза
Ты удайся, мой белый ленок.

Я мочила, мочила ленок,
Я, мочивши, приговаривала:
Ты удайся, удайся, мой лен, - 2 раза
Ты удайся, мой белый ленок.
Я сушила, сушила ленок,
Я, сушивши, приговаривала:
Ты удайся, удайся, мой лен, - 2 раза
Ты удайся, мой белый ленок.

Уж я мяла, я мяла ленок,
Уж я, мявши, приговаривала:
Ты удайся, удайся, мой лен, - 2 раза
Ты удайся, мой белый ленок.
Я трепала, трепала ленок,
Я, трепавши, приговаривала: Ты удайся, удайся, мой лен, - 2 раза
Ты удайся, мои белый ленок.
Я чесала, чесала ленок,
Я, чесавши, приговаривала:
Ты удайся, удайся, мой лен, - 2 раза
Ты удайся, мои белый ленок.

Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я, прявши, приговаривала:
Ты удайся, удайся мой лен, - 2 раза
Ты удайся, мои белый ленок.

Уж я ткала, я ткала ленок,
Уж я, ткавши, приговаривала:
Ты удайся, удайся, мой лен, - 2 раза
Ты удайся, мои белый ленок.

ВЕДУЩИЙ: Вот так и получалось льняное полотно, на котором расцветала та самая красота, которой мы любуемся по сей день.

ЧТЕЦ:

Здесь, у нашей Оки,
Где берез хоровод,
Заливные луга
И медовые травы,
Задушевная русская песня живет.
(Обращаясь к Девушке (1) в русском национальном костюме):

И она тебя славит по праву.
Как к лицу тебе этот старинный наряд,
И «сорока», и в блестках жемчужин понева!

БАБУШКА АРИНА: (обращаясь к гостям): А вам, девоньки, нравятся наши наряды? Так за чем же дело стало? Читайте книжки умные про старину и промыслы народные. Умом богатейте да работу рукам давайте. Трудом славен человек да уменьем.

ВЕДУЩИЙ: От того, как относимся мы к родной старине, зависит быть или не быть отечественной культуре. Многое забыто, утеряно. Давайте же собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое. Это не только скопленное добро, это — целая жизнь. БАБУШКА АРИНА: Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живете; пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад. Дом, земля наша богаты трудом да любовью!

ВЕДУЩИЙ:
Отдохнули все по праву.
Мастерам воздали славу.
Что ж, теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем,
долго-долго помнить будем,
дело по душе найдем!
(Далее проводится игра для закрепления знаний, полученных на мероприятии.)

К списку мероприятий

Закрыть