Методика Программы элективных курсов
Пояснительная записка: Безуглова Надежда Николаевна,
В 8-9 классах при изучении географических районов в учебнике "География России" упоминаются народные промыслы, получившие развитие в той или иной местности. Информация о них скудная. История промыслов богата. Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов: дерева, метала, камня, глины - создал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Молодое поколение об этом знает мало.
Главная цель данного курса - формирование целостного представления о населении нашей страны, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, движения к истории и культуре своей Родины и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве.
Осознание своей включенности в жизни своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Курс способствует подготовке к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться в окружающей среде. В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовать свою жизнь и т.д. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство.
Данный курс посвящён замечательному мастерству и искусству народов России, неизменно приковывающему на себя внимание как художников, так и просто людей всего мира. Курс помогает лучше понять дух и культуру народов России.
Содержание программы:
I раздел. Введение. (3 ч.)
Россия - многонациональное государство. Многонациональность - специфический фактор формирования и развития России. Национальный состав населения России. Проблемы межнационального общения. География религий. Разнообразие природных условий на территории России (важнейшие особенности рельефа России, их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения; богатство недр России; разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей; значение внутренних вод в заселении и освоении России; география почв России; органический мир и человек). ПТК, его свойства и значение для планирования хозяйственной деятельности.
II раздел. Народные промыслы.(8 ч.)
Народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, ремёсла; этапы развития народных промыслов. Работа с тканью и нитью; виды вышивок, платки Павловского Посада, Оренбургский платок, кружевоплетение , ковроткачество и т.д. Обработка металла; великоустюжские кузнецы, ростовская финифть, подносы из Жёстова, каслинское литьё, металлические кружева, обработка серебра; мастера из Дагестана и т.д.
Керамика; Гжель, колдовские синие цветы, русская глиняная игрушка: Каргопольская, Дымковская, Филимоновская, бирюльки и т.д.
Искусство резьбы по кости и твёрдому камню, старинные мастера-косторезы Севера и Дальнего Востока, каменотёсы и т.д.
Русь деревянная, русское деревянное зодчество, деревянное кружево, топорная работа и т.д.
Лозоплетение и художественная соломка.
Лаковая миниатюра и живопись: золотая Хохлома, городецкая роспись, Пама.
III раздел. Обычаи традиции в России.(6 ч.)
Особенности национального жилища, национальной одежды, кухни народов, населяющих Россию. Влияние природных условий на обычаи и традиции в России. Национальный этикет. Праздники.
Народные промыслы Воронежской области. Обычаи и традиции населения Воронежской области.
Государственная политика по поддержке народных промыслов.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- примерную численность населения России;
- национальный состав населения, крупнейшие народы России;
- особенности природных условий в различных районах России;
- понятие "народные промыслы", "декоративно-прикладное искусство", "ремесло";
- название основных промыслов в России;
- предметы, которые производят мастера народных промыслов.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать природно-ресурсный потенциал России;
- оценивать изменение природных объектов под воздействием деятельности человека;
- объяснять влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и занятия населения России;
- объяснять особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат - приспособления человека к окружающей среде в различных природных условиях;
- показывать зоны расселения крупнейших народов на территории России;
- называть народы, наиболее распространённые языки.
Формы и сроки контроля.
В течение обучения по курсу "География народных промыслов и особенности национальных традиций России" проводится опрос учащихся, на что должно отводиться 15 мин.
Во время занятий необходимо проведение нескольких зачётных работ, вопросы, по которым должны быть разданы учащимся заранее, чтобы они смогли подготовиться.
Учебный курс может быть завершён итоговой письменной работой, темы которой выносятся заранее.
Литература.
- Рождественская С. В. Русские: народы и культура. - М., Наука, 1999 г.
- Фролов Е. Н. Чистый источник. - М. Молодая гвардия, 1990 г.
- Романова А. Ф. Нестандартные уроки. География. - Волгоград, 2003 г. и др.
Тематическое планирование. (17 ч.)
I раздел. Введение (3 ч.)
Урок №1. Россия - многонациональное государство. Разнообразие культурных миров. Национальный и религиозный состав населения. Проблемы межнационального общения.
Урок № 2. Разнообразие природных условий на территории России.
Урок № 3. Влияние природных условий на занятия людей.
II раздел. Народные промыслы ( 8 ч.)
Урок № 4. Народные промыслы, декоративно-прикладное искусство ремёсел. Этапы развития народных промыслов.
Урок № 5. Работа с тканью и нитью.
Урок № 6. Искусство художественной обработки металла.
Урок № 7. Керамика.
Урок № 8. Искусство резьбы по кости и твёрдому камню.
Урок № 9. Работа с деревом.
Урок № 10. Плетение из лозы.
Урок № 11. Лаковая миниатюра и живопись.
III раздел. Обычаи и традиции в России. (6 ч.)
Урок № 12. Особенности национального жилища.
Урок № 13. Особенности национальной одежды.
Урок № 14. Особенности национальной кухни.
Урок № 15. Особенности национального этикета. Праздники.
Урок № 16. Народные промыслы Воронежской области. Обычаи и традиции населения Воронежской области.
Урок № 17. Меры, направленные на поддержание развития народных промыслов, возрождение традиций и обычаев народов России.
учитель географии