
Методика
Программы элективных курсов
Внеклассное мероприятие по технологии. Праздник "Русская ярмарка"
Цель:
сформировать у школьников систему нравственных качеств путем изучения русских культурных традиций.
Задачи:
- раскрыть бытовую и общественную жизнь различных слоев российского общества, носителей народных традиций;
- показать конкретные жизненные формы и духовные проявления, которые существуют у русского народа.
Элективный курс рассчитан на 30 часов (один час в неделю). Каждое занятие сопровождается сбором местного материала, подбором литературы, произведений искусства. Предусматриваются экскурсии, встречи с народными умельцами, практическое обучение народным промыслам.
Особенности курса – его интегрированный характер. Он вобрал в себя сведения исторические, географические, по этнографии, филологии, литературе, музыке, изобразительному искусству. Занятия создают условия для разностороннего духовного, нравственного, эстетического, физического и умственного развития учащихся.
Элективный курс адресован учащимся 8 - 10 классов общеобразовательной школы, а также профильной школы и рассчитан как на работу под руководством учителя, так и на самостоятельную работу.
Кадровое обеспечение курса: учителя, руководители кружков декоративно-прикладного искусства, мастера производственного обучения, родители.







Содержание образования
Раздел “Введение” дает основное толкование понятий “традиция”, “обычай”, “символ”.
Раздел “Путешествие в глубину веков” расскажет о происхождении русских имен и фамилий; названий мер веса, длины, денежных единиц; об истории отечественной почты.
Раздел “Уголок России – отчий дом” помогает узнать традиции русской семьи, свою родню, ее праздники, обряды, этикет молодых людей.
Раздел “Там русский дух” знакомит учащихся с нетрадиционной народной медициной, отношением русских людей к обычаям, связанным с огнем, водой и др.
Раздел “Народный календарь” представляет явления народной культуры и быта: фольклор, праздники, традиции, обычаи.
Раздел “Руки не для скуки” дает краткие сведения о ремеслах и посвящен миру детских увлечений, реальному приобщению учащихся к занятиям в школьных кружках, городском Центре развития творчества детей и юношества.
Раздел “Традиции русского гостеприимства” знакомит школьников с традициями русской кухни, застолья, встречи гостей и народными песнями.
По окончании курса учащиеся выполняют зачетную работу (темы прилагаются). Исследовательские работы составят портфолио работ учащихся.
Темы для самостоятельных исследовательских работ
К разделу 2:
История фамилий жителей нашего города (аналитические данные).
Название поселков нашего района (О чем они рассказывают).
По железной дороге от Нерюнгри до Тынды (Из истории названия станций).
Названия рек, озер, гор нашего района.
Пословицы и поговорки в речи наших бабушек, родителей, соседей.
История местного православного храма иконы Казанской Богоматери.
К разделу 3:
Моя семья. Генеалогическое дерево нашего рода.
Семейные традиции, реликвии и святыни.
Младенчество, отрочество, юность: традиции и обычаи.
Народные правила приличия и хорошего тона.
К разделу 4:
Лекарственные травы и растения нашей местности.
Нетрадиционная народная медицина.
К разделу 5:
Праздники светские и церковные.
Русская свадьба. Свадебный обряд.
Собирание и описание старинных русских народных игр.
Наши любимые праздники.
К разделу 6:
Декоративно – прикладное искусство русского народа.
История ремесел. Народные промыслы нашего края.
К разделу 7:
Русская кухня. Обрядовые и ритуальные блюда.
Собирание, поиск русских народных песен и частушек.
Методические рекомендации
Формы работы:
- Тематические экскурсии, походы по родному краю с целью установления какого-либо явления или сбора конкретного материала.
- Сбор изделий декоративно-прикладного искусства.
- Сбор и запись русских народных песен и частушек.
- Сбор сведений о самодеятельных художниках, резчиках, вышивальщицах, вязальщицах, - фотографирование или зарисовка изделий.
- Сбор сведений топонимического характера и расшифровка их.
- Сбор сведений о природных богатствах своего края.
- Издание бюллетеней, стенгазет, рукописных сборников.
- Конкурсы, викторины, смотры знаний, интеллектуальные игры. Конкурсы знатоков народных традиций и обрядов.
Темы экскурсий:
Городской краеведческий музей, якутский краеведческий центр “Балаган” с целью изучения жилища россиян.
Посещение местного православного храма иконы Казанской Богоматери с целью изучения христианских обрядов венчания, крещения, празднования Рождества Христова, светлого праздника Пасхи, Вербного воскресения.
Экскурсия в городской Центр развития творчества детей и юношества с целью знакомства с работой кружков декоративно – прикладного искусства.
Литература:
Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование,2002.
Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре.-М.: ЮНВЕС, 1997.
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1995.
Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984.
Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник, 1985.
Титова И.М. Наш любимый праздник.- М.: Топикал, 1993.
Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Академия, 2000.
Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: Советы и рекомендации. М.: Школа-пресс, 1998.
Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия.М.: 1986.
Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.
Энциклопедия зимних праздников: Сост. Л.И. Брудая и др. СПб.: Респекс, 1993.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990.
Пастушок Людмила Владимировна,
учитель
К списку элективов