Общая психология

         


С.Л. Рубинштейн

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ


СОДЕРЖАНИЕ

  

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ	
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ	
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ	
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ	
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ	
	Природа психического	
	Психика и сознание	
	Психика и деятельность	
	Психофизическая проблема	
	Предмет и задачи психологии как науки	
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ	
	Методика и методология	
	Методы психологии	
	Наблюдение	
	Самонаблюдение	
	Объективное наблюдение	
	Экспериментальный метод	
ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ	
	История развития западной психологии	
	Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в.	
	Оформление психологии как экспериментальной науки	
	Кризис методологических основ психологии	
	История развития психологии в СССР	
	История русской научной психологии	
	Советская психология	
ЧАСТЬ ВТОРАЯ	
ГЛАВА IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ	
	Развитие психики и поведения	
	Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта	
	Инстинкты	
	Индивидуально-изменчивые формы поведения	
	Интеллект	
	Общие выводы	
ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ	
	Поведение низших организмов	
	Развитие нервной системы у животных	
	Образ жизни и психика	
ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА	
	Историческое развитие сознания у человека	
	Проблема антропогенеза	
	Сознание и мозг	
	Развитие сознания	
	Развитие сознания у ребенка	
	Развитие и обучение	
	Развитие сознания ребенка	
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ	
ВВЕДЕНИЕ	
ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ	
	Ощущение	
	Рецепторы	
	Элементы психофизики	
	Психофизиологические закономерности	
	Классификация ощущений	
	Органические ощущения	
	Статические ощущения	
	Кинестетические ощущения	
	Кожная чувствительность	
	Боль	
	Температурные ощущения	
	Прикосновение, давление	
	Осязание	
	Обонятельные ощущения	
	Вкусовые ощущения	
	Слуховые ощущения*	
	Локализация звука	
	Теория слуха	
	Восприятие речи и музыки	
	Зрительные ощущения	
	Ощущение цвета	
	Смешение цветов	
	Психофизиологические закономерности	
	Теория цветоощущения	
	Психофизическое действие цветов	
	Восприятие цвета	
	Восприятие	
	Природа восприятия	
	Константность восприятия	
	Осмысленность восприятия	
	Историчность восприятия	
	Восприятие и направленность личности	
	Восприятие пространства	
	Восприятие величины	
	Восприятие формы	
	Восприятие движения	
	Восприятие времени	
Глава VIII. ПАМЯТЬ	
	Память и восприятие	
	Органические основы памяти	
	Представления	
	Ассоциации представлений	
	Теория памяти	
	Роль установок в запоминании	
	Запоминание	
	Узнавание	
	Воспроизведение	
	Реконструкция в воспроизведении	
	Воспоминание	
	Сохранение и забывание	
	Реминисценция в сохранении	
	Виды памяти	
	Уровни памяти	
	Типы памяти	
ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ	
	Природа воображения	
	Виды воображения	
	Воображение и творчество	
	«Техника» воображения	
	Воображение и личность	
ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ	
	Природа мышления	
	Психология и логика	
	Психологические теории мышления	
	Психологическая природа мыслительного процесса	
	Основные фазы мыслительного процесса	
	Основные операции как стороны мыслительной деятельности	
	Понятие и представление	
	Умозаключение	
	Основные виды мышления	
	О генетически ранних ступенях мышления	
	Развитие мышления ребенка	
	Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка	
	Первые обобщения ребенка	
	«Ситуативное» мышление ребенка	
	Начало активной мыслительной деятельности ребенка	
	Обобщения у дошкольника и понимание им отношений	
	Умозаключения ребенка и понимание им причинности	
	Отличительные особенности ранних форм детского мышления	
	Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения	
	Овладение понятиями	
	Суждения и умозаключения	
	Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний	
	Теория развития мышления ребенка	
ГЛАВА XI. РЕЧЬ	
	Речь и общение. Функции речи	
	Различные виды речи	
	Речь и мышление	
	Развитие речи у детей	
	Возникновение и первые этапы развития речи ребенка	
	Структура речи	
	Развитие связной речи	
	Проблема эгоцентрической речи	
	Развитие письменной речи у ребенка	
	Развитие выразительной речи	
ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ	
	Теория внимания	
	Физиологические основы внимания	
	Основные виды внимания	
	Основные свойства внимания	
	Развитие внимания	
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ	
ВВЕДЕНИЕ	
ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ	
	Различные виды действия	
	Действие и движение	
	Действие и навык	
ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ	
	Задачи и мотивы деятельности	
	Труд	
	Психологическая характеристика труда	
	Труд изобретателя	
	Труд ученого	
	Труд художника	
	Игра	
	Природа игры	
	Теории игры	
	Развитие игр ребенка	
	Учение	
	Природа учения и труд	
	Учение и познание	
	Обучение и развитие	
	Мотивы учения	
	Освоение системы знаний	
ЧАСТЬ ПЯТАЯ	
ВВЕДЕНИЕ	
ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ	
	Установки и тенденции	
	Потребности	
	Интересы	
	Идеалы	
ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ	
	Общая одаренность и специальные способности	
	Одаренность и уровень способностей	
	Теории одаренности	
	Развитие способностей у детей	
ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ	
	Эмоции и потребности	
	Эмоции и образ жизни	
	Эмоции и деятельность	
	Выразительные движения	
	Эмоции и переживания личности	
	«Ассоциативный» эксперимент	
	Виды эмоциональных переживаний	
	Эмоциональные особенности личности	
ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ	
	Природа воли	
	Волевой процесс	
	Патология и психология воли	
	Волевые качества личности	
ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР	
	Учение о темпераменте	
	Учение о характере	
ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ	
	Самосознание личности	
	Жизненный путь личности	
ПОСЛЕСЛОВИЕ	
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА
СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА
СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ