Художественная обработка кожи
Брошь с ромашкой
Приступим к изготовлению броши, заранее условимся называть гладкую сторону кожи лицевой, а шероховатую — изнаночной.
Из плотной кожи вырезаем основу — деталь, на которой крепятся все элементы будущего украшения и булавка-застежка. Перегибаем основу вдоль и делаем ножницами два надреза глубиной 4-5 мм на расстоянии, равном расстоянию между головками булавки (рис. 55). B готовые надрезы с лицевой стороны основы острием продеваем булавку и нерабочую головку так, чтобы обе головки в итоге оказались на лицевой стороне основы (рис. 56).
рис.55 рис.56
Затем вырезаем дополнительную деталь из тонкой кожи (ее размер должен перекрывать видимую часть булавки). Берем рабочую дощечку, кладем на нее деталь, царапаем ее шилом с лицевой стороны, создавая шероховатость, и приклеиваем этой стороной на изнанку основы. Таким образом, мы закрепили булавку, которая будет служить застежкой украшения. Готовую основу откладываем пока в сторону и переходим к изготовлению украшения (рис. 57).
рис.57
Вырезаем все его детали по задуманному эскизу: из тонкой, нежной кожи — лепестки цветка любой формы; из более плотной — его середину в виде круга или надрезанной полоски (рис. 58, 59).
рис. 58 рис.59
Будущие вьюнчики вырезаем в виде полосок длиной 12-15 см и шириной 1,5-2 мм, используя красивую, средней плотности кожу. Следует вырезать 3-5 таких полосок (рис. 60).
рис.60
Листья вырезаем из плотной упругой кожи. Мягкая и рыхлая здесь не подходит, так как после обжига она не будет сохранять форму, и украшение быстро потеряет первоначальный вид. Листья могут быть разной формы и сложности (рис. 61).
рис.61
Обращаю внимание на такой важный момент: рисовать детали на коже не стоит. Во-первых, это сложно, но еще сложнее повторить рисунок при вырезании. Поэтому советую сразу резать непосредственно кожу. Если вам это сложно, то вначале попрактикуйтесь на бумаге, а затем смело режьте кожу. Таким образом вы скорее достигнете желаемого результата.
Следующий этап работы — обжиг деталей украшения. Желательно все вырезанные элементы расположить на столе рядами, по порядку вырезания, и в таком же порядке обжигать. Следует учесть, что свеча коптит и от кожи исходит специфический запах. Поэтому работать нужно в проветриваемом помещении.
Свечу выбираем с хорошим фитилем, чтобы меньше коптила. Подогрев спичкой ее нижнюю часть, устанавливаем на кусочке плотного картона. Если свеча длинная, ее, чтобы не падала, можно разрезать на две части.
При обжиге любых деталей нужно следить за тем, чтобы они не сильно подгорали и не коптились. Для этого время от времени подрезаем фитиль свечи. Следует знать, что чем тоньше кожа, тем меньше требуется времени на ее обжиги тем дальше она должна быть от огня. A с толстой кожей все наоборот: времени уходит больше, а к огню ее можно приблизить на расстояние до 5 мм. Постепенно, методом проб и анализа, каждый сможет добиться правильного обжига деталей.
Первыми обжигаем лепестки цветка, удерживая их в пинцете за кончик на расстоянии 0,7-1 см от пламени свечи. Деталь двигаем очень медленно, по мере появления объема — у лепестка объемной должна выглядеть овальная его часть. Обжигать лепесток (или любую другую деталь) можно как с лицевой, таки с изнаночной стороны. Это зависит от того, каким вы задумали цветок — гладким или бархатным.
Так же поступаем и с листьями — обжигаем ту сторону, которую считаем изнанкой. Лист берем пинцетом за разрезанную часть и обжигаем его на пламени свечи, держа на расстоянии 0,5-1 см от огня, и медленно, по мере появления объема по бокам и вершине детали, двигаем по кругу. Если лист порезан, — надрезы раздвигаются; если имеет дополнительную деталь внутри, — ее можно обжечь отдельно, отгибая при этом боковую часть листа.
Круглую середину цветка можно обжигать, удерживая ее на расстоянии 0,7-1 см от пламени с помощью пинцета или наколов на шило (рис. 62).
рис.62
Существует также второй, самый чистый, способ обжига деталей. Он особенно важен при обработке круглых или овальных деталей из светлой кожи, где нужно добиться равномерного объема поверхности. Этот обжиг производится на электроплите с закрытой спиралью. Можно также использовать газовую конфорку, положив на нее металлическую пластинку или поставив сковороду.
Плиту накаляем до температуры, при которой кожа получает объем без сильного подгорания, что проверяем пробной деталью. Укладываем ее выбранной «изнанкой» на плиту слегка придавливаем линейкой (это делается для того, чтобы все части и стороны ее равномерно прижимались к горячей поверхности). Детали даем возможность подняться, и, убрав на время линейку, смотрим, как появляется объем. Если его недостаточно — снова придавливаем и обжигаем деталь до нужного объема. Но при этом следим, чтобы края не обгорели.
На плите мы получаем более чистые и равномерно обожженные детали. Но преимущество свечи в том, что ее можно использовать при массовых занятиях на каждом рабочем месте. К тому же на ней достигается более изящный, неповторимый объем листьев.
Теперь нам осталось обжечь вьюнчики. Для этого берем шило, на расстоянии 3-3,5 см от конца острия в противоположную сторону от него располагаем конец вьюнчика, который вьюнчиком же и закрепляем, обвивая им далее шило по направлению к рукоятке. Обжиг производим на свече, подогревая на конце пламени свободную часть острия шила 2-3 мин (рис. 63). Таким образом закрепляем форму вьюнчика, затем гасим свечу и откладываем шило для остывания. Вытираем салфеткой закопченное острие и снимаем вьюнчик. B результате получается симпатичная пружинка, которую откладываем к уже обработанным деталям.
рис.63
Если серединой цветка является тычинка, то ее не обжигаем, а царапаем нижнюю часть (если она гладкая) для того, чтобы потом крепче склеить. Промазываем клеем ПВА и скручиваем в желаемую сторону.
Если лицевая сторона закрученной тычинки в итоге остается сверху, то деталь оцарапываем не до конца, чтобы видимая часть готовой тычинки была неповрежденной. Скрученную тычинку можно немного подержать в руках (для закрепления клея) или, зажав прищепкой, отложить к другим готовым деталям. Перед заключительным этапом работы начинающим творцам можно выполнить следующую операцию. Взять основу и без приклеивания разложить на ней детали будущего украшения или выложить предполагаемую композицию броши на столе, а затем, убедившись что она вам нравится, собирать изделие. Основу с расстегнутой булавкой надо расположить на рабочей фанерке застежкой вниз, а шероховатой стороной — вверх. Желательно определить верх и низ броши. Следует заметить, что при ее сборке короткие листики и Детали лучше располагать в верхней части, а все длинные и более крупные элементы — в нижней. Вместо кисточки можно использовать спичку. Отлейте на бумагу немного клея — и за работу.
Берем листик из собранной композиции, смазываем его конец с изнанки клеем, отступая 0,7 см от края, и приклеиваем на основку, заходя на 0,8 см, за ним — следующий и т. д. Движемся по краю, пока не замкнется круг. Можно приклеить вьюнчики между листьями: более длинные — в нижней части броши, короткие — вверху. Середина основки остается пустой, здесь будем клеить лепестки цветка: один за одним — снова по кругу. Но если лепесток приходится приклеить на конец листика, то эту часть листа на основе желательно поцарапать, чтобы лепесток хорошо приклеился. Когда лепестки приклеены, нужно посмотреть, как вкладывается серединка в цветок. Опять же — если много места в середине занимают конем лепестков, то их тоже нужно поцарапать. Если тычинка вам кажется высокой, ее можно обрезать лезвием оставив нужную высоту. A намазав низ серединки клеем, поста вить ее в цветок, придавить и немного подержать (рис. 64, 65).
рис.64 рис.65
Если серединка круглая, ее объем нужно заполнить тонкой проклеенной бумагой (папиросной, туалетной или газетной) и затем приклеить. Благодаря этому она будет лучше держаться и сохранять свою форму.
Теперь вы видите свое произведение. Вытрите с изнанки копоть на листиках влажным лоскутком — и подарок готов (рис. 66).
рис.66