§ 2. Структура технологической культуры

      Структуру технологической культуры можно представить следующим образом (схема 4).

Схема 4. Структура технологической культуры

Структура технологической культуры

      Рассмотрим кратко каждый из этих структурных компонентов.

 

1.Технологическое мировоззрение.

      Система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека. Основные положения технологического мировоззрения:

    • общественное развитие определяется способом преобразо­вательной деятельности людей, а также уровнем технологической культуры человека и общества;
    • технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей человека;
    • на современный мир надо смотреть всесторонне, во взаимосвязи биосферы, техносферы, ноосферы;
    • выбор способа производства определяется не результатами деятельности, а социальными, экономическими, экологичес­кими, психологическими, этическими и другими факторами и последствиями его применения;
    • применяемые в производстве технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде;
    • каждый человек должен быть подготовлен к гармоничному существованию и поведению в информационно и технологически насыщенном мире, ибо жить в мире и не знать его — опасно и даже преступно;
    • технологическое образование и формирование технологической картины мира обеспечивает гармоничное взаимодействие человека с природной и технологической средой и улучшает качество жизни;
    • каждый человек должен осознавать ответственность за последствия своих действий против природы и общества.

 

2. Технологическое мышление.

      Нацеленность человека на преобразовательную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей.
      Технологическое мышление предполагает поиск оптимальных средств преобразования материи, энергии и информации в нужный для людей продукт.

Особенности технологического мышления.

    • Познание и изменение окружающей действительности в интересах человека. Целевая установка связана с поиском ответа на вопрос «как?», а не «что?» при создании нового объекта или придании ему новых качеств.
    • Комплексный, многоаспектный характер знаний (таблица 2)

Таблица 2. Аспекты технологических знаний

Аспекты технологических знаний

    • Изучение нового учебного материала с помощью таких со­временных методов решения различных задач, как мозговой штурм, метод морфологического анализа и синтеза, метод сфокусированных объектов, функционально стоимостный анализ, метод проектов, игры, мыслительный эксперимент, дизайн изделий и др.
    • Формирование таких умственных действий, как умение оценивать собственную деятельность и ее результаты на основе рефлексии, быстрого перехода с одного уровня обобщения на другой, анализирования и прогнозирования экономических, экологических последствий, построения образа оптимального
    • конечного результата деятельности.

 

3. Технологическое образование.

      Организованный процесс обучения и воспитания, результатом которого становится формирование готов­ности к преобразовательной деятельности.

      Рассмотрим структуру технологического образования (схема 5).

Схема 5. Структура технологического образования

Структура технологического образования

Технологические знания включают:

    • такие базовые технологические понятия, как технология, технологическая культура, технологическая среда, способы преобразовательной деятельности, технологическая этика, технологическая эстетика и др.;
    • сведения об основных способах, средствах и путях преобразовательной деятельности;
    • представление о техносфере как объективной, реально существующей и развивающейся части планетарной системы;
    • представление о технике и технологии как результате интеллектуальной, эмоционально-психической и трудовой деятельности человека;
    • информацию об основных применяемых и перспективных технологиях материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей;
    • технологии профессионального самоопределения и становления карьеры человека;
    • представление о связи и взаиморазвитии технологической и естественно-гуманитарной областей знаний;
    • обоснование положительного и отрицательного влияния техники и технологии на человека, естественную природу и об­щество и необходимости оптимального развития техносферы как условия существования цивилизации; общие правила безо­пасной преобразовательной деятельности;
    • экономические аспекты технологий;
    • показатели готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

      Технологические умения - это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний.

К технологическим умениям относятся:

    • умение правильно осуществлять профессиональный выбор и стратегию профессиональной карьеры;
    • умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных с учетом их последствий для природы и общества;
    • умение быстро осваивать новые профессии, технологические операции и технологии в целом;
    • умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности;
    • умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности, быть всегда в деловой форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обста­новку;
    • умения разрабатывать, строить и моделировать изображения, связанные с преобразовательной деятельностью, с учетом требований графического дизайна;
    • умение осуществлять проектную деятельность, направлен­ную на самостоятельную разработку и изготовление изделия (услуги), от идеи до ее воплощения;
    • умение осуществлять дизайн-анализ технологической среды, своего рабочего места и среды проживания;
    • умение определять уровень своей готовности к пре тельной деятельности.

Технологические умения должны быть гибкими, мобильными. Они формируются и развиваются путем упражнений и вы различных технологических операций и творческих проектов.


Технологически важные качества - это личностные свой можности человека, необходимые для успешного овладей разовательной деятельностью.


К ним можно отнести:

    • сознательное профессиональное самоопределение;
    • трудолюбие, предприимчивость, коммуникабельно;
    • разнообразие интересов и склонностей;
    • гибкость мышления, направленного на выбор опт способов преобразовательной деятельности с целью улучшения качества жизни;
    • высокую профессиональную компетентность и маcтерство;
    • профессиональную мобильность, позволяющую бы развивать новые профессии и технологии, адаптировать меняющимся средствам и условиям труда;
    • самостоятельность и способность творчески решения; логические задачи;
    • эмоциональную устойчивость, способность к комлексной деятельности;
    • высокую ответственность и дисциплинированность
    • развитие эстетических чувств и вкусов;
    • сформированность современного экономического понимания;
    • хорошее общее физическое развитие и здоровье;
    • потребность в качественной профессиональной ке, позволяющей осуществлять преобразовательную потребность в современном информационно и технически ном мире;
    • стремление к постоянному самообразованию, сам» и самосовершенствованию.

 

4. Технологическая этика.

      Оценка создаваемых техносистем с точки зрения их соответствия нормам этического партнерства.
       В условиях всевозрастающего вмешательства человека в разви­тие естественных и социальных процессов вопросы этики обрета­ют новое звучание.
       Создатели современных технических систем не могут предвидеть все последствия своих проектов, и это повышает значение фактора моральной ответственности за результат их деятель­ности.
       Технологическая этика в соответствии с областями человеческой деятельности разделяется на такие разделы:

    • биоэтику, связанную с проблемами возможных негативных последствий применения биологических технологий и генной инженерии;
    • информационную и коммуникационную этику, призванную не допускать манипулирования сознанием и поведением людей и проникновения в их личную жизнь средств электронного слежения;
    • экономическую этику, предотвращающую поляризацию общества: обогащение небольшого числа людей и обнищание большинства;
    • инженерную этику, оценивающую с этической стороны про­изводимую продукцию и последствия торговых сделок;
    • демографическую (или демологическую) этику, предусматривающую введение законов и мер социальной защиты населе­ния, направленных на увеличение продолжительности жизни человека, сокращение в обществе числа умственно и социально неполноценных людей, повышение ответственности государства и общества за жизнь на Земле.

Как видим, технологическая этика в целом формирует всеобъемлющую взаимную ответственность за сохранение природной среды и человека.

 

5. Технологическая эстетика (дизайн).

      Эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовать технологическую среду по законам красоты.
Знания в области технологической эстетики (дизайна) включают:

    • основные понятия технологической эстетики: дизайн, формообразование, композиция, художественно-конструкторское проектирование и др.;
    • основные требования технического дизайна к промышленным изделиям (функциональные, эргономические, эстетические, технологические);
    • основные понятия о цвете, его роли в композиции, принципах применения цвета в технологическом дизайне (конструктивный, композиционный, функциональный, эксплуатационный);
    • информацию о способах осуществления различных видов дизайнерской деятельности (художественно-конструкторское проектирование, разработка эскиза, моделирование, эвристический поиск и т. д.)
    • Дизайнерские умения:
    • умение анализировать изделия (выявлять достоинства и недостатки формы, внешнего вида; определять функциональное назначение; видеть пропорции, гармонию одних деталей с другими и изделия в целом) в соответствии с требованиями технического дизайна;
    • умение учитывать формообразующие, эргономические, эстетические и технологические факторы при художественно-конструкторском проектировании;
    • умение пользоваться техническим рисунком и эскизом при иллюстрации творческой мысли, находить наиболее информативный вариант отображения задуманной формы изделия;
    • умение проводить художественно-конструкторский анализ и синтез при решении задачи;
    • умение применять эвристические методы технического дизайна при решении художественно-конструкторских задач;
    • умение выполнять макеты изделий в процессе художественно-конструкторского проектирования;
    • умение воспринимать и оценивать эстетические качества окружающего предметно-пространственного мира. Дизайнерские качества личности:
    • художественно-техническое (дизайнерское) мышление;
    • развитое пространственное представление и воображение;
    • эстетический вкус и эстетические потребности;
    • потребность и способность к эстетической оценке предметно-пространственной среды и технологического мира;
    • потребность в получении дизайнерских знаний и умений.

Закрыть