Структуру технологической культуры можно представить следующим образом (схема 4).
Схема 4. Структура технологической культуры
Рассмотрим кратко каждый из этих структурных компонентов.
1.Технологическое мировоззрение.
Система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека. Основные положения технологического мировоззрения:
общественное развитие определяется способом преобразовательной деятельности людей, а также уровнем технологической культуры человека и общества;
технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей человека;
на современный мир надо смотреть всесторонне, во взаимосвязи биосферы, техносферы, ноосферы;
выбор способа производства определяется не результатами деятельности, а социальными, экономическими, экологическими, психологическими, этическими и другими факторами и последствиями его применения;
применяемые в производстве технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде;
каждый человек должен быть подготовлен к гармоничному существованию и поведению в информационно и технологически насыщенном мире, ибо жить в мире и не знать его — опасно и даже преступно;
технологическое образование и формирование технологической картины мира обеспечивает гармоничное взаимодействие человека с природной и технологической средой и улучшает качество жизни;
каждый человек должен осознавать ответственность за последствия своих действий против природы и общества.
2. Технологическое мышление.
Нацеленность человека на преобразовательную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей.
Технологическое мышление предполагает поиск оптимальных средств преобразования материи, энергии и информации в нужный для людей продукт.
Особенности технологического мышления.
Познание и изменение окружающей действительности в интересах человека. Целевая установка связана с поиском ответа на вопрос «как?», а не «что?» при создании нового объекта или придании ему новых качеств.
Комплексный, многоаспектный характер знаний (таблица 2)
Таблица 2. Аспекты технологических знаний
Изучение нового учебного материала с помощью таких современных методов решения различных задач, как мозговой штурм, метод морфологического анализа и синтеза, метод сфокусированных объектов, функционально стоимостный анализ, метод проектов, игры, мыслительный эксперимент, дизайн изделий и др.
Формирование таких умственных действий, как умение оценивать собственную деятельность и ее результаты на основе рефлексии, быстрого перехода с одного уровня обобщения на другой, анализирования и прогнозирования экономических, экологических последствий, построения образа оптимального
конечного результата деятельности.
3. Технологическое образование.
Организованный процесс обучения и воспитания, результатом которого становится формирование готовности к преобразовательной деятельности.
Рассмотрим структуру технологического образования (схема 5).
Схема 5. Структура технологического образования
Технологические знания включают:
такие базовые технологические понятия, как технология, технологическая культура, технологическая среда, способы преобразовательной деятельности, технологическая этика, технологическая эстетика и др.;
сведения об основных способах, средствах и путях преобразовательной деятельности;
представление о техносфере как объективной, реально существующей и развивающейся части планетарной системы;
представление о технике и технологии как результате интеллектуальной, эмоционально-психической и трудовой деятельности человека;
информацию об основных применяемых и перспективных технологиях материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей;
технологии профессионального самоопределения и становления карьеры человека;
представление о связи и взаиморазвитии технологической и естественно-гуманитарной областей знаний;
обоснование положительного и отрицательного влияния техники и технологии на человека, естественную природу и общество и необходимости оптимального развития техносферы как условия существования цивилизации; общие правила безопасной преобразовательной деятельности;
экономические аспекты технологий;
показатели готовности человека к успешной профессиональной деятельности.
Технологические умения - это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний.
К технологическим умениям относятся:
умение правильно осуществлять профессиональный выбор и стратегию профессиональной карьеры;
умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных с учетом их последствий для природы и общества;
умение быстро осваивать новые профессии, технологические операции и технологии в целом;
умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности;
умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности, быть всегда в деловой форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку;
умения разрабатывать, строить и моделировать изображения, связанные с преобразовательной деятельностью, с учетом требований графического дизайна;
умение осуществлять проектную деятельность, направленную на самостоятельную разработку и изготовление изделия (услуги), от идеи до ее воплощения;
умение осуществлять дизайн-анализ технологической среды, своего рабочего места и среды проживания;
умение определять уровень своей готовности к пре тельной деятельности.
Технологические умения должны быть гибкими, мобильными. Они формируются и развиваются путем упражнений и вы различных технологических операций и творческих проектов.
Технологически важные качества - это личностные свой можности человека, необходимые для успешного овладей разовательной деятельностью.
К ним можно отнести:
сознательное профессиональное самоопределение;
трудолюбие, предприимчивость, коммуникабельно;
разнообразие интересов и склонностей;
гибкость мышления, направленного на выбор опт способов преобразовательной деятельности с целью улучшения качества жизни;
высокую профессиональную компетентность и маcтерство;
профессиональную мобильность, позволяющую бы развивать новые профессии и технологии, адаптировать меняющимся средствам и условиям труда;
самостоятельность и способность творчески решения; логические задачи;
эмоциональную устойчивость, способность к комлексной деятельности;
высокую ответственность и дисциплинированность
развитие эстетических чувств и вкусов;
сформированность современного экономического понимания;
хорошее общее физическое развитие и здоровье;
потребность в качественной профессиональной ке, позволяющей осуществлять преобразовательную потребность в современном информационно и технически ном мире;
стремление к постоянному самообразованию, сам» и самосовершенствованию.
4. Технологическая этика.
Оценка создаваемых техносистем с точки зрения их соответствия нормам этического партнерства.
В условиях всевозрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов вопросы этики обретают новое звучание.
Создатели современных технических систем не могут предвидеть все последствия своих проектов, и это повышает значение фактора моральной ответственности за результат их деятельности.
Технологическая этика в соответствии с областями человеческой деятельности разделяется на такие разделы:
биоэтику, связанную с проблемами возможных негативных последствий применения биологических технологий и генной инженерии;
информационную и коммуникационную этику, призванную не допускать манипулирования сознанием и поведением людей и проникновения в их личную жизнь средств электронного слежения;
экономическую этику, предотвращающую поляризацию общества: обогащение небольшого числа людей и обнищание большинства;
инженерную этику, оценивающую с этической стороны производимую продукцию и последствия торговых сделок;
демографическую (или демологическую) этику, предусматривающую введение законов и мер социальной защиты населения, направленных на увеличение продолжительности жизни человека, сокращение в обществе числа умственно и социально неполноценных людей, повышение ответственности государства и общества за жизнь на Земле.
Как видим, технологическая этика в целом формирует всеобъемлющую взаимную ответственность за сохранение природной среды и человека.
5. Технологическая эстетика (дизайн).
Эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовать технологическую среду по законам красоты.
Знания в области технологической эстетики (дизайна) включают:
основные понятия технологической эстетики: дизайн, формообразование, композиция, художественно-конструкторское проектирование и др.;
основные требования технического дизайна к промышленным изделиям (функциональные, эргономические, эстетические, технологические);
основные понятия о цвете, его роли в композиции, принципах применения цвета в технологическом дизайне (конструктивный, композиционный, функциональный, эксплуатационный);
информацию о способах осуществления различных видов дизайнерской деятельности (художественно-конструкторское проектирование, разработка эскиза, моделирование, эвристический поиск и т. д.)
Дизайнерские умения:
умение анализировать изделия (выявлять достоинства и недостатки формы, внешнего вида; определять функциональное назначение; видеть пропорции, гармонию одних деталей с другими и изделия в целом) в соответствии с требованиями технического дизайна;
умение учитывать формообразующие, эргономические, эстетические и технологические факторы при художественно-конструкторском проектировании;
умение пользоваться техническим рисунком и эскизом при иллюстрации творческой мысли, находить наиболее информативный вариант отображения задуманной формы изделия;
умение проводить художественно-конструкторский анализ и синтез при решении задачи;
умение применять эвристические методы технического дизайна при решении художественно-конструкторских задач;
умение выполнять макеты изделий в процессе художественно-конструкторского проектирования;
умение воспринимать и оценивать эстетические качества окружающего предметно-пространственного мира. Дизайнерские качества личности: