Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты архаичных технологий передавались от отца к сыну. Однако, создавая новое произведение, древний мастер не только опирался на опыт отцов и дедов, но и старался найти свое, оригинальное решение.
Хотя материалы, применяемые в древних технологиях декоративно-прикладного искусства, достаточно хорошо изучены, тем не менее они продолжают хранить в себе неограниченные возможности.
Ярчайшим представителем архаичных технологий является обработка дерева. В старину большинство изделий из дерева имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего, большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала.
Дерево — один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и некоторых других дополнительных инструментов изготовлял человек все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, мосты, ветряные мельницы, крепостные ( ооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские игрушки и др.
Из древесных наплывов вырезали ложки, совки, ковши и солонки. Из ивовой лозы и гибких корней хвойных деревьев плели корзины, хлебницы, формы для выпечки хлеба и многое другое.
Порой дерево имело совсем неожиданное применение. Например, из него делали хитроумные и вполне надежные дверные замки и in колокольчики, подвешиваемые на шею корове и издававшие мягкий, приглушенный звон. А иные умельцы умудрялись вырезать из целого куска дерева неразъемную цепь вместе с подвешенным к ней сосудом, обычно умывальником «о двух носиках».
Работая с древесиной, человек одновременно изучал ее разнообразные свойства, открывая все новые и новые возможности этого чудесного материала. По разнообразию физико-механических свойств с деревом вряд ли могут сравниться другие материалы. Древесину можно резать, строгать, расщеплять, гнуть, прессовать, окрашивать, морить, травить, обжигать. И конечно, мастера всегда привлекала легкость и прочность материала, своеобразная красота текстуры отдельных пород деревьев. Любое изделие из древесины всегда изготавливали с учетом ее древесно-механических свойств. Порой даже в самом простом изделии встречалось несколько видов древесных материалов.
Обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Изделия из металла широко применялись в домашнем быту, сельском хозяйстве и военном деле. Основным видом обработки металла была ковка. Кузнецы в большом количестве ковали посуду, орудия труда, оружие и доспехи. В развитии металлообрабатывающего ремесла Русь опережала Западную Европу. Известно, что еще в XI веке англосаксы сражались каменными топорами, в то время как у русских воинов было только металлическое вооружение. Народные мастера до тонкостей изучили свойства металла и с успехом применяли свои знания на практике. Прочность, пластичность, вязкость, твердость, ковкость, плавкость, свариваемость и обрабатываемость резанием — все эти механико-технологические свойства металла послужили основой для возникновения приемов его обработки. Русские мастера в совершенстве владели искусством чеканки, гравировки, ковки, литья, филиграни, эмали, зернения и черни. Широко использовалась техника тиснения, прокатки, травления металла.
Одним из важнейших видов металлообрабатывающего ремесла было литье. Из металла отливали пушки, колокола, а также мелкие изделия: подвесные чернильницы, ажурные шкатулки и ларцы, посуду, подсвечники и многое другое. Высокими образцами литейного производства на Руси могут служить знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол.
За многовековую практику мастера выработали множество самых разнообразных приемов декоративной отделки металла — таких, как полировка, матование, воронение, оксидирование, меднение, серебрение, золочение, хромирование.
Технологические приемы художественной обработки и декоративной отделки металла бережно передавались из поколения в поколение. Многие из них легли в основу современных народных промыслов.
Народные мастера для изготовления различных изделий широко использовали глину. При увлажнении глина становится вязкой. Высокая пластичность материала была замечена человеком еще в глубокой древности. Из глины лепили множество необходимых в быту предметов, главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.
В старину мастеров, работавших с глиной, называли «горнчарами», но со временем звук «р» был утрачен.
Самые ранние гончарные изделия были хрупкими, боялись влаги, и в глиняных сосудах можно было хранить лишь сухие продукты. Но постепенно люди научились обжигать глиняные изделия — вначале на костре, а позже в специальных печах — горнах.
Вещи из обожженной глины принято называть керамикой. Широкое распространение керамика получила в Египте, Ассирии, Вавилоне и Греции.
Высокохудожественной керамикой славилась и Древняя Русь. Из мастерских русских керамистов выходила самая разнообразная продукция: чаши, блюда, кубышки, кувшины, рукомойники и другая бытовая утварь. Посуду расписывали керамическими красками и жидкой глиной (ангобом), покрывали цветной и бесцветной стекловидной поливой — глазурью. В большом количестве русские гончары производили чернолощеную посуду. Слегка подсохшее изделие натирали до блеска (гладким камнем или куском отполированной кости), затем обжигали в коптящем пламени без доступа в горн кислорода. После обжига посуда приобретала красивую серебристо-черную поверхность, одновременно она становилась более прочной.
Выпускали гончарные мастерские также декоративные изразцы для облицовки печей. Кроме изразцов и посуды гончары изготавливали различные строительные материалы: кирпичи, кровельную черепицу, плитку для пола и керамические трубы. Особой отраслью гончарного производства было изготовление игрушек.
Разновидности керамики — фарфор и фаянс. Ближайший родственник керамики — стекло, ведь стекло и керамика являются силикатами.
Глазирование керамики стало возможным благодаря изобретению стекла. Глазурь, по существу, легкоплавкое стекло. Как и керамика, стекло находит широкое применение в быту и технике.
Позднее во многих странах мира получила развитие глиптика — миниатюрная резьба по камню. Из твердых камней, часто многослойных, мастера вырезали изящные рельефы, геммы (геммы с выпуклыми рельефами называются камеями, а с углубленными — инталиями). Из разноцветных камней с большой точностью набирались мозаичные композиции.
Гипс и известь стали основными материалами, применяемыми для создания искусственных каменных покрытий. С древних времен известна в Средней Азии резьба по гипсу, одной из разновидностей извести. Многочисленные приемы обработки камня, гипса и извести, разработанные многими поколениями народных умельцев, успешно применяют в своем творчестве современные мастера.