§ 7. Арттехнологии

      Арттехнологии - это технологии, при которых живой, творческий процесс преобразуется в продукт, «угасает» в нем. Но это «угасшее» пламя труда снова возгорается в момент приобщения другого человека к результату творчества, и этот человек вступает в контакт с творцом через созданные им произведения. К арттехнологиям относятся прежде всего художественная и педагогическая.


       Результат труда и деятельность представителей профессий сферы «человек—художественный образ» называют искусством.


       В основе всех видов искусства лежит художественный образ как результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Важнейшими сторонами художественной деятельности являются художественное явление и творческая фантазия.


       Трудно перечислить те сферы нашей жизни, где не присутствует искусство. Можно сказать, что человеческая жизнь немыслима без искусства.


      Рассмотрим основные области искусства и их технологии.


Изобразительное искусство

       Создание на плоскости или в пространстве наглядного изображения окружающего мира, воспринимаемого зрением.


       Произведения изобразительного искусства по своему назначению делятся на две группы: станковые и монументальные.


       Станковыми называются произведения, имеющие самостоятельное значение, не связанное с архитектурой или каким-нибудь практическим применением. Название это происходит от слова станок (или мольберт). На станке художник в процессе работы укрепляет материал.


       Монументальными называются произведения, предназначенные для украшения общественных зданий.


       Разновидности монументального искусства: скульптура, роспись, фреска (роспись на сырой штукатурке), панно, мозаика, витражи.


Рассмотрим основные виды изобразительного искусства.


       Живопись — создание художественных образов красками. Гармония цветов в картине называется колоритом.


      Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный (военная тематика), портрет, пейзаж, натюрморт («мертвая натура» — изображение предметов быта, цветов, плодов, овощей), маринизм (изображение моря).


Графика — это искусство рисунка (греч. grapho — пишу, рисую). Выразительные средства графики — линия, пятно, тон. Орудия творчества — карандаш, перо, кисть.


       Жанры графики: плакат, иллюстрация, гравюра на линолеуме (ли­ногравюра), на дереве (ксилогравюра), на металле (офорт), на специальном камне (литография), эстамп-оттиск (гравюра на бумаге).


       Скульптура (лат. sculptura — вырезание, древнерусское — ваяние) — объемное, пластическое изображение в пространстве.


       Жанры скульптуры: голова, бюст (погрудное изображение), статуя (изображение во весь рост), многофигурная композиция. Форма: круглая (для обозрения со всех сторон), рельеф — барельеф и горельеф (объемное изображение на плоскости). Материал: мрамор, гранит, бронза, медь, гипс, дерево, бетон.


       Декоративно-прикладное искусство (фр. dekorere — украшать) -произведения для украшения быта людей. Этот вид искусства берет свое начало в далекой древности, его истоки — в условиях жизни людей. В нем соединено прекрасное с полезным.


       Жанры декоративно-прикладного искусства: вязание, ткачество, макраме. Материал: кожа, керамика, глина, стекло, ткань, нитки, дерево, металл. Изделия: ковры, посуда, одежда, игрушки, украшения, предметы быта и интерьера.

Архитектура
       Одно из древнейших искусств. Древнерусское название архитектуры — зодчество. Это — искусство проектировать и строить здания. Архитектура опирается на природу, которая дает людям как строительный материал, так и образцы цветового богатства, пропорциональности, пластичности. Строительство ведется из различных материалов: камня, металла, бетона, стекла, кирпича, дере­ва и т.д


       Выразительные средства архитектуры: характер строительного материала, особенности техники, расположение здания, его связь с окружающим пространством, композиция, единство художественного решения и практического назначения здания.


       Назовем исторически сложившиеся стили архитектуры.


       Античный — стиль Древней Греции, который ярче всего проявился в храмах. Основное отличие зданий — множество колонн.


       Романский — утвердился в XI—XII веках в Западной Европе. Проявился в замках феодалов (гладкие стены заканчивались зубцами, сторожевые башни по углам, круглые арки). Эти замки выпол­няли роль крепостей.


       Готический — здание устремляется вверх, превращаясь в «застывшую музыку». Этот стиль особенно наглядно проявился в цер­ковных постройках XII—XV веков (знаменитые готические соборы в Западной Европе).


       Древнерусское зодчество — деревянное и каменное строительство.


       Барокко — величавые, пышно украшенные здания и ансамбли (например, Зимний дворец в Петербурге). Этот стиль существо­вал в XVI-XVIII веках.


       Классицизм — подражание античности (XVIII—XIX вв.). Здания отличаются простотой, величием форм, четкостью, рациональностью и строгостью прямых линий (например, здание Адмиралтейства в Петербурге).


       Эклектика — смешение стилей (XIX — 30-е гг. XX в.). Такие зда­ния имеются во всех крупных городах.


Конструктивизм — строгие геометрические формы зданий, лишенные каких-либо украшений, каркасные конструкции, ос      текленные стены, плоские крыши. Этот стиль широко используется в со­временной архитектуре.


Музыка

       Искусство обобщенного выражения мыслей, чувств, страстей и переживаний с помощью звуков. Недаром говорят, что «музыка начинается там, где кончаются слова».


       Выразительные средства: мелодия (последовательный ряд звуков разной высоты, организованный ритмически и ладово-интонационно); лад — система взаимосвязей музыкальных звуков, определяемая тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Наиболее известные лады — мажор (весело) и минор (грустно); ритм — определенное чередование и соотношение протяжных и кратких звуков; размер ритма (двухдольный, трехдольный, четырехдольный); регистр — определенный по высоте участок звуково­го диапазона певческого голоса или музыкального инструмента; тембр — окраска звука (нежная, теплая, мягкая, холодная и т.д.); гармония — закономерно построенные созвучия в их определенной последовательности.


       Музыкальные жанры: песня, танец, марш.


       Музыкальные формы:

  1. куплеты,
  2. сонаты (музыкальное произведение, состоящее из несколь­ких самостоятельных частей);
  3. концерт (произведение для одного-трех инструментов и ор­кестра);
  4. симфония (произведение для большого числа инструмен­тов);
  5. опера (произведение для солистов и оркестра);
  6. оперетта (произведение для оркестра, солистов и танцо­ров);
  7. балет (произведение для оркестра и танцоров).

 

Хореография

      Отображение мира с помощью пластических поз, тан­цевальных движений, жестов и мимики артистов.


       Хореография обычно выступает в синтезе с другими видами искусства: музыкой, литературой (либретто — содержание балета), изобразительным искусством.


       Жанры: народный танец, бальный танец, классический танец.


       Выразительные средства: пластика тела танцоров, техника исполнения, композиция танца, музыка, костюмы, декорации.


Театр

       Искусство, которое выражается в сценических действиях (игре) актеров перед публикой. Основу театра в смысле содержания составляет драматургия.


       Жанры драматургии: драма, композиция, трагедия, фарс, водевиль. Основная форма театрального искусства — спектакль, по становщиком которого является режиссер. Сотворцами спектакля становятся зрители, которые «втягиваются» в театральное действие.


       Выразительные средства театрального искусства: сценическая речь, жесты, мимика, пластика тела, грим, костюм, мыслеобразы.


       В спектакле соединяются разные искусства: музыка, хореография, изобразительное творчество. Большую роль играет световое оформление спектакля.


Кино

       Произведение театрального искусства, отснятое на кинопленку. По широтеохватазрителейкино является самым массовым видом искусства.


       Выразительные средства кино: содержание сценария, мастерство режиссера, мастерство актеров, операторское мастерство, костю­мы, грим, музыкальное и художественное оформление, свет, монтаж (чередование и длительность кадров).
       Съемка фильма — длительный процесс, требующий значительных материальных и финансовых затрат.


Телевидение      

      Одно из основных средств массовой коммуникации. Благодаря телевидениюогромные массы населения имеют возможность следить за событиями, происходящими в мире, знакомиться с лучшими образцами различных искусств. Но телевидение является также самостоятельным искусством.


       Выразительные средства телевидения: эффект присутствия в момент передач, психологическая иллюзия личного контакта с участниками передач, возможность проникновения в самые глубины человеческой души благодаря особым свойствам крупного плана, разнообразие программ.


       Жанры телевидения: прямая трансляция, видеозапись. Телевидение широко использует многие изобразительные и выразительные средства других искусств: слово, музыку, танец, картины и т. д.


 Литература

       Искусство, в котором художественный образ создается не путем прямого воспроизведения жизни, а опосредованно, с помощью слова. Художественная литература — искусство слова.


Произведения литературы обладают длительностью, их образы развиваются во времени. Поэтому литературу относят к долговременному виду искусства.


       Читая произведения литературы, мы с помощью воображения представляем действующих лиц и картины из их жизни. В этом за­ключается сотворчество читателя с автором (писателем).


       Выразительные средства литературы: сравнения, эпитеты, метафоры, аллегории и др.


       В общем виде технология искусства представлена на схеме 26.

Схема 26. Технология искусства

схема 26. Технология искусства

А теперь рассмотрим особенности педагогической технологии.


       Педагогическая технология

       Средства и способы реализации в определенной последовательности содержания образования и воспитания с целью всестороннего развития личности.


       Под педагогическим процессом понимается взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение педагогических задач (схема 27).


       Охарактеризуем основные элементы педагогического процесса.


 Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результатов педагогической деятельности.


       Педагогические задачи обуславливаются целью и определяются общественными потребностями (табл. 5).

Схема 27. Педагогический процесс

схема 27. Педагогческий процесс

 

Таблица 5

таблица5

      Все эти задачи должны решаться в комплексе усилиями семьи, дошкольных учреждений, учебных заведений, трудовых коллективов, общественности и государственных органов.


       Содержание обучения и воспитания — это научно обоснованный комплекс знаний, умений и качеств личности, которые необходимо сформировать у школьников.


       Методы — это совокупность способов и приемов достижения цели. Есть, например, методы убеждения, сотрудничества, обще­ния, упражнения, требования, соревнования, поощрения, наказания и т.п.


Формы — способы (виды) организации совместной деятельности педагогов и воспитанников. Различают формы

  1. массовые (лекции, вечера, праздники и др.),
  2. групповые (урок, кружок, секция и др.),
  3. индивидуальные (занятие, беседа, консультация и др.).

      Средства — предметы материальной и духовной культуры, используемые в педагогическом процессе: устные, наглядные, технические, художественные, функциональные.


       Результаты — степень достижения цели, уровень развития, вос­питанности и образованности личности.


       Педагогическая технология в широком плане — это методы и способы передачи новым поколениям накопленного человечеством опыта познания действительности и созидания личности. Она питает и развивает общую и профессиональную культуру человека.

 


Закрыть