§ 3. Технология игровой деятельности


Игра

       Один из видов деятельности, с помощью которой в условно-воображаемой, образно-эмоциональной форме воспроизводится и усваивается реальная действительность.
       В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, соблюдение которых обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
       Двуплановость — характерная особенность игры. Играющий, с одной стороны, реально действует, решая конкретные, часто не­стандартные задачи. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее конкретными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.
       В играх принимают участие люди всех возрастов. У детей дошкольного возраста игра — ведущий тип деятельности. Для детей младшего школьного возраста игра — способ овладения учебными навыками. В подростковом и раннем юношеском возрасте игра — средство самопознания и самоопределения.
       Игра способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в жизни, когда вырастет. В игре проявляются и формируются интересы и склонности детей, развиваются чувства, фантазия, смекалка, трудолюбие, коллективизм и другие качества личности.
       Взрослым игра помогает отдыхать, психологически и профессионально развиваться. В игре происходит формирование произ­вольного поведения человека, его социализация. Кроме того, игра помогает общению, сохранению душевного равновесия, доставляет людям радость, удовольствие от напряжения умственных, физических сил и достигаемых успехов.
Функциональные возможности игры представлены на схеме 33.

Схема 33

схема 33


В каждой игре есть такие элементы, как роль, сюжет и содержание.
       Роль – единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все её аспекты, т.е. необходимые действия в определенных обстоятельствах. Исполнение роли предполагает знание участникам условий (правил и сюжета игры).
       Сюжетные игры – это последовательность развития событий, действий и поступков играющих.
       Содержание игры – изложение смысла того, что воспроизводится её участниками по условиям (сюжета игры).
Основные типы игр представлены в таблице 6.

Таблица 6. Типовая характеристика игр

таблица 6. Типовая характеристика игр


Все игры можно подразделить на две группы:

  • организованные (под руководством педагога, воспитателя, родителей и т.д.)
  •    неорганизованные (стихийные игры на основе предшествующего опыта и своей фантазии).

      Большая роль в игре отводится игрушкам. Игрушка — это предмет, специально созданный для игр. Игрушка не копия, а условный, художественный образ реального предмета, материальная основа игры.
      Виды игрушек:

  • моторные — для развития движений (мячи, обручи, скакалки, каталки, городки, теннис и др.);
  • сюжетные или образные — для воспитания черт характера (куклы, посуда, мебель, одежда, постельное белье и др.);
  • технические — для развития интереса к технике (транспортные средства, военная техника, средства связи, оружие и др.);
  • дидактические — для умственного развития (геометрические фигуры, шашки, шахматы, мозаика, головоломки и др.);
  • строительные — для развития творческого воображения и пространственного представления (кубики, кирпичики, сборные домики, мосты, башенки, наборы «Архитектор», «Городок» и др.);
  • игрушки-забавы — для развития любознательности, чувства юмора (неваляшки, волчки, народные игрушки, сказочные герои и др.);
  • музыкальные — для развития музыкального слуха и чувства ритма (музыкальные инструменты);
  • театральные — для развития художественного воображения (клоуны, куклы, персонажи сказок и др.).

      Педагогическое руководство игрой заключается в следующем:

  • подборе игр, исходя из их педагогической значимости, а также интересов и возможностей играющих;
  • проектировании цели и хода развития игры;
  • побуждении к участию в игре;
  • обучении приемам игры в соответствии с опытом играющих;
  • создании новых игровых ситуаций с целью развития игры;
  • стимулировании активности играющих, включении в игру новых ролей;
  • наблюдении за играющими, оценке их интересов, способностей и уровней развития;
  • подведении итогов игры.

 

Процесс игровой деятельности включает определенные элементы или этапы (схема 34).

Схема 34. Процесс игровой деятельности

схема 34. Процесс игровой деятельности

Условия эффективности игры:

  • доступность игры. Нельзя включать в игру людей, если у них отсутствует минимум знаний и жизненного опыта для понимания возникающих в ходе игры проблем;
  • добровольность включения в игру; распределение ролей с учетом желаний и индивидуальных особенностей личности;
  • обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения проведения игры;
  • поощрение игровой самостоятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры выбрать себя, проявить свои интересы и способности;
  • глубокое знание руководителем игры сферы избранной для имитации; умение аргументировано строить доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приемов и разрушая игру неумелой корректировкой;
  • соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.

 


Закрыть