Общение
Вид деятельности, в которой происходит взаимодействие субъектов, обмен рациональной и эмоциональной информацией, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.
Общение — одна из самостоятельных форм жизнедеятельности людей и вместе с тем связующее звено между другими формами деятельности, существенный элемент (часть) трудового, познавательного, игрового, управленческого процесса. В ходе общения осуществляется передача информации, культуры и общественного опыта. Общение — способ самоопределения, самопроявления и развития человеком своих индивидуальных особенностей, уровня культуры и развития (схема 37).
В общении выделяют три основные стороны (характеристики):
коммуникативную;
интерактивную;
перцептивную.
Схема 37
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между субъектами, их установок, целей, намерений, что приводит к уточнению и обогащению знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди. Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять, воздействовать на поведение друг друга.
Эффективность процесса общения во многом зависит от коммуникативных способностей субъектов общения. К ним относятся, например, такие качества, как умение понимать и чувствовать другого человека, способность четко, ясно и кратко излагать свои мысли, эмоциональность, яркость и образность речи, выразительность мимики и жестов и др.
Коммуникативные способности особенно необходимы тем категориям людей, которые профессионально связаны с процессом общения (учителя, артисты, руководители, врачи и др.). Интерактивная сторона представляет собой взаимодействие субъектов общения. Различают два основных типа взаимодействия людей: кооперация (согласие) и конкуренция (конфликт). Перцептивная сторона общения включает в себя процесс познания другого человека, изучение его физических характеристик и психологических особенностей, т.е. его восприятие.
Важным условием успешности общения является обеспечение единства трех его сторон.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание общения — это сущность передаваемой информации. Цель общения — это то, ради чего осуществляется общение: обменяться информацией, опытом, знаниями, результатами деятельности и др. Общая цель общения — изменение состояния, установок, намерений и поведения партнера. Средства общения — это то, с помощью чего осуществляется общение. К средствам общения относятся: язык, знаки, жесты, мимика, технические средства, схемы, чертежи, рисунки, различные предметы и т.д.
В зависимости от содержания, целей, средств и форм, общение можно разделить на несколько видов. По содержанию:
материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
когнитивное (обмен знаниями);
кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
биологическое (общение с целью поддержания, сохранения и развития организма);
социальное (общение с целью передачи информации, развития личностных свойств и качеств, установления межличностных контактов и др.).
По средствам:
вербальное (общение с помощью языка, звуковой речи);
невербальное (общение при помощи мимики, жестов, пантомимы, а также через прямые сенсорные или телесные контакты);
непосредственное (общение с помощью естественных органов: рук, головы, туловища, голоса и т.п.);
опосредованное — с использованием специальных средств (брошенный предмет, след на земле, книга, искусство, печать, радио, телевидение, телефон и т.п.);
прямое (общение через личные контакты);
косвенное (общение через посредников).
По форме:
деловое (общение на уровне производственных проблем в процессе совместной продуктивной деятельности);
личностное (общение на уровне личных проблем);
инструментальное (общение, которое является средством другой формы жизнедеятельности человека);
целевое (общение, которое является средством удовлетворения потребности человека в общении).
Источником активности личности в общении является потребность в общении. Человек живет среди людей, поэтому потребность в общении — это естественная потребность, которая всегда присуща человеку.
В процессе общения определяется его общая цель и стратегия (кооперация, согласие или конкуренция), а также выбор техники и приемов общения. Техника общения — это способы подготовки к общению и поведение человека в процессе общения. Приемы общения — предпочитаемые средства общения, включая вербальные и невербальные.
В процессе непосредственного общения решаются следующие задачи:
контактные (оценка готовности партнера к общению, уточнение техники, приемов общения и обратной связи);
информационные (обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.);
побудительные (стимуляция активности партнера по общению, направление его на выполнение тех или иных действий);
координационные (взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности);
взаимопонимания (адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, понимание партнерами друг друга);
амотивные (обмен эмоциями);
установления отношений (осознание и фиксирование своего положения в процессе общения);
оказание влияния (изменение состояния и поведения партнера по общению).
Все эти задачи решаются в комплексе, последовательность их решения зависит от конкретных условий общения.
Заканчивается процесс общения анализом результатов общения и составлением плана последующих действий.
Каждому человеку необходимо воспитывать культуру общения, основными показателями которой являются:
умение слышать, чувствовать и понимать другого человека;
способность уважать мнение своего собеседника, не перебивать его во время разговора, не унижать его достоинства и чести;
культура речи, хорошая дикция и т.д. Обобщенно процесс общения представлен на схеме 38.