Отражение и воспроизведение в сознании человека объективной реальности.
Через познание постигается сущность предметов и явлений. Цель познания — открытие и изучение объективных законов и закономерностей развития природы, общества и человека.
В познании объект (то, что познается) и субъект (тот, кто познает) противостоят друг другу как познаваемое и познающее.
Структура познавательной деятельности в общем виде представлена на схеме 32.
Схема 32. Структура познавательной деятельности человека
Познавательная деятельность
Процесс и результат человеческой активности, направленной на познание окружающей действительности.
Познание основывается на предметно-чувствительной, практической деятельности. Предметы и процессы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческих интересов, подвергаются активному воздействию со стороны человека и лишь благодаря этому обнаруживают и раскрывают свои свойства. Потребности практики определяют направления познания, ставят познавательные задачи, которые нужно решать. В свою очередь, знания, полученные в результате познавательной деятельности, способствуют совершенствованию практики.
Познавательная деятельность человека осуществляется:
в процессе специально организованного обучения;
в ходе научных исследований;
путем непосредственного общения с окружающим миром. Рассмотрим содержание основных элементов познавательной деятельности.
Потребность в познавательной деятельности определяется заинтересованностью общества (и прежде всего производства) в новых знаниях, научных теориях и концепциях, а также познавательными устремлениями и возможностями субъекта познания. Потребность в познавательной деятельности начинается с любознательности и формируется в процессе целенаправленного обучения и воспитания
Цели познавательной деятельности зависят от объекта и предмета исследования и тех задач, которые ставит перед собой субъект познания. Например, если объектом познания является человек, то познавательными задачами могут быть следующие: выявить условия продления жизни человека, изучить закономерности обучения и воспитания личности, исследовать возрастные особенности развития человека и др.
Мотивами (т.е. внутренними побудительными причинами) познавательной деятельности могут быть:
познавательные интересы;
учебные интересы;
профессиональные интересы;
материальные соображения;
долг, ответственность, понимание социальной значимости знаний и учения и др.
Процесс познания протекает от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Существуют две ступени познания: чувственное и рациональное.
Основные формы чувственного познания:
ощущения (отражение отдельных свойств предметов);
восприятия (отражение предметов в целом);
представления (воспроизводство образов объектов и явлений).
Ощущения, восприятия и представления — начало всякого познания, соединение сознания с внешним миром. На этой ступени познания осваиваются преимущественно образы единичных предметов, раскрывается лишь их внешняя сторона.
Основные формы рационального познания:
понятия (отражение сущности данного объекта);
суждения (связь понятий);
умозаключения (связь суждений).
На этой ступени с помощью абстрактного мышления отражается внутренняя, существенная связь явлений, открываются законы объективного мира. Рациональное познание — опосредованное отражение действительности через первую ступень познания. Обобщая данные ощущений и восприятий, абстрактное мышление отвлекается от всего несущественного, случайного в предметах и явлениях и проникает в их сущность.
Ступени процесса познания переходят одна в другую и представляют собой единый диалектический процесс отражения действительности, единство эмпирического и теоретического. Методы эмпирического познания: наблюдения, опыты, экскурсии, описания, эксперименты и др. Методы теоретического познания: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, выдвижение гипотез и др.
Основой всего процесса познания и каждой его ступени является практика. Практика — деятельность, непосредственно направленная на преобразование окружающего мира, включая и самого человека, а также исходный момент, цель, завершающий этап процесса познания и основной критерий истинности наших знаний.
Теория без практики беспредметна, а практика без теории слепа. Практика не позволяет нашим знаниям превратиться в догму.
Весьма важным является вопрос об истинности знаний, полученных в процессе познания. Истина — соответствие знания познаваемому объекту. Заблуждение — несоответствие знания познаваемому объекту.
Так как объективная реальность постоянно изменяется, процесс познания бесконечен. Результаты процесса познания — научные знания, понятия, категории, гипотезы, концепции, законы, закономерности. Внедрение результатов познавательной деятельности в практику реализуется путем опубликования научных работ, проведения научно-практических семинаров, конференций, симпозиумов, созидательных экспериментов, защиты диссертаций и т.д.
Основными условиями успешности познавательной деятельности являются:
готовность субъекта познания к познавательной деятельности (необходимые знания, умения, развитость познавательных процессов: ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи);
наличие необходимой материальнотехнической базы: средств, оборудования, приборов, методик и т.д.;