§ 1. Технология трудовой деятельности

ТРУД
      Процесс взаимодействия человека и природы. При этом человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает потребительские стоимости, изменяет предметы природы, приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.  

      
       Диалектическая взаимосвязь человека и природы представлена на схеме 28.

Схема 28. Взаимосвязь человека и природы

схема 28. Взаимосвязь человека и природы

      Труд является первым естественным условием, основой человеческой жизни, благодаря труду создаются все материальные и духовные блага нации. Труд выступает основой и показателем уровня социально-экономического развития общества. Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека и является важным фактором его развития.


       В процессе труда люди вступают в определенные производственные отношения, которые различны для тех или иных общественно-экономических формаций.


       Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, способствует превращению труда в первую жизненную потребность человека.


       В статье 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».


       Процесс труда включает три основных элемента — целесообразную деятельность человека, предмет труда и средства труда. Этот процесс завершается получением продуктов и последующей их реализацией.


      Основной участник этого процесса — человек — прежде всего — должен быть готов к труду.
      Готовность к труду включает в себя следующие компоненты:

    • физиологическую готовность (общее развитие, состояние здоровья и др.);
    • нравственную готовность (понимание необходимости труда, потребность в труде и др.);
    • психологическую готовность (соответствие особенностей психики характеру труда);
    • практическую готовность (наличие специальных знаний, умений и опыта)

      Трудовая деятельность человека всегда преследует определенную цель. Целями труда могут быть:

    • удовлетворение потребности человека в материальных бла­гах (пище, одежде, жилище и др.);
    • удовлетворение потребностей человека в духовных благах (знаниях, культуре, искусстве и др.);
    • создание и совершенствование орудий производства;
    • удовлетворение потребности в своем развитии, познании се­бя, общении, творчестве и др.

      Трудовая деятельность человека обычно мотивируется. Мотив — это побудитель к деятельности.
       Мотивы трудовой деятельности могут быть:

    • общественно значимыми (удовлетворение потребностей об­щества);
    • личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходи­мых потребностей и личностное развитие);
    • корыстными (стремление к обогащению, славе, почестям и власти).

      Труд человека всегда направлен на определенный предмет.


      Предмет труда — это все то, на что человек воздействует, видо­изменяя и приспосабливая к удовлетворению личных или общест­венных потребностей.


       Предметов труда человека большое количество. Их можно объединить в пять групп (схема 29).

Схема 29

схема 29

      Конкретизируем каждую из этих групп.


      Природа: почва, вода, полезные ископаемые, атмосфера, семена, растительные и животные организмы, микроорганизмы, биологические и микробиологические процессы.


       Техника: машины, механизмы, технические системы, агрегаты, оборудование, приборы, аппараты, грунты, горные породы, древесина, пластмассы, металлы, ткани, строительные материалы и конструкции, энергия, сельскохозяйственная продукция.


      Знаковая система: знаки, символы, формулы, цифры, слова, тексты, коды, рисунки, схемы, чертежи, графики, ноты, фотографии, документы.


       Человек: отдельные люди, группы людей, коллективы, обучение, воспитание, лечение, обслуживание людей и руководство ими.


       Художественный образ: творческие продукты, создаваемые средствами живописи, музыки, литературы, сценического искусства, хореографии и др.

      В процессе воздействия на предмет труда человек использует определенные средства труда с целью производства материальных и духовных благ.


       К средствам труда относятся орудия производства, а также земля, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т.д.


      Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (схема 30).

Схема 30

схема 30

      Кратко рассмотрим эти орудия производства.
       В зависимости от выполняемой работы различают следующие виды машин:

    1. энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);
    2. рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
    3. транспортные (конвейер, автомобиль);
    4. подъемные (краны, лебедки);
    5. информационные (арифмометры, ЭВМ).

      Оснасткой называют совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (крепление, подача и контроль заготовок и т.п.).


       Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т.п.).


       Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом. Они классифицируются по ряду признаков: по назначению (измерять температуру, скорость и т.п.), принципу действия (механические, электрические, оптические и т.д.), по функциям (вольтметр, весы, самописцы, датчики и т.д.).
       Приборы, датчики которых находятся непосредственно на объ­екте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называют дистанционными.


       Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе: автоматический контроль, автоматическая защита, автоматическое регулирование, автоматическое управление.


       К функциональным возможностям человека относятся:

    1. возможности рук (сила, ловкость, координация);
    2. возможности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обо­няния и др.);
    3. возможности тела (пластика, мышечная сила и др.);
    4. возможности психики (сила, уравновешенность психичес­ких процессов и др.);
    5. возможности речевого аппарата, голоса и др.

      Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства.


       Продуктами трудовой деятельности могут быть товары или предметы личной необходимости.


       Товар — продукт труда, предназначенный для продажи или об­мена.
       Каждый товар обладает двумя свойствами:

    • способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость);
    • способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).

      Для хранения продуктов труда создаются специальные места, помещения, склады. Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.


      Процесс трудовой деятельности в общем виде представлен на схеме 31.

Схема 31. Процесс трудовой деятельности человека

схема 31. процесс трудовой деятельности человека

           В процессе трудовой деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства производства, общество и сам человек.

 


Закрыть