ТРУД
Процесс взаимодействия человека и природы. При этом человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает потребительские стоимости, изменяет
предметы природы, приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.
Диалектическая взаимосвязь человека и природы представлена на схеме 28.
Схема 28. Взаимосвязь человека и природы
Труд является первым естественным условием, основой человеческой жизни, благодаря труду создаются все материальные и духовные блага нации. Труд выступает основой и показателем уровня социально-экономического развития общества. Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека и является важным фактором его развития.
В процессе труда люди вступают в определенные производственные отношения, которые различны для тех или иных общественно-экономических формаций.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, способствует превращению труда в первую жизненную потребность человека.
В статье 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
Процесс труда включает три основных элемента — целесообразную деятельность человека, предмет труда и средства труда. Этот процесс завершается получением продуктов и последующей их реализацией.
Основной участник этого процесса — человек — прежде всего — должен быть готов к труду.
Готовность к труду включает в себя следующие компоненты:
физиологическую готовность (общее развитие, состояние здоровья и др.);
нравственную готовность (понимание необходимости труда, потребность в труде и др.);
психологическую готовность (соответствие особенностей психики характеру труда);
практическую готовность (наличие специальных знаний, умений и опыта)
Трудовая деятельность человека всегда преследует определенную цель. Целями труда могут быть:
удовлетворение потребности человека в материальных благах (пище, одежде, жилище и др.);
удовлетворение потребностей человека в духовных благах (знаниях, культуре, искусстве и др.);
создание и совершенствование орудий производства;
удовлетворение потребности в своем развитии, познании себя, общении, творчестве и др.
Трудовая деятельность человека обычно мотивируется. Мотив — это побудитель к деятельности.
Мотивы трудовой деятельности могут быть:
Человек: отдельные люди, группы людей, коллективы, обучение, воспитание, лечение, обслуживание людей и руководство ими.
Художественный образ: творческие продукты, создаваемые средствами живописи, музыки, литературы, сценического искусства, хореографии и др.
В процессе воздействия на предмет труда человек использует определенные средства труда с целью производства материальных и духовных благ.
К средствам труда относятся орудия производства, а также земля, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т.д.
Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (схема 30).
Схема 30
Кратко рассмотрим эти орудия производства.
В зависимости от выполняемой работы различают следующие виды машин:
энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);
рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
транспортные (конвейер, автомобиль);
подъемные (краны, лебедки);
информационные (арифмометры, ЭВМ).
Оснасткой называют совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (крепление, подача и контроль заготовок и т.п.).
Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т.п.).
Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом. Они классифицируются по ряду признаков: по назначению (измерять температуру, скорость и т.п.), принципу действия (механические, электрические, оптические и т.д.), по функциям (вольтметр, весы, самописцы, датчики и т.д.).
Приборы, датчики которых находятся непосредственно на объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называют дистанционными.
Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе: автоматический контроль, автоматическая защита, автоматическое регулирование, автоматическое управление.
К функциональным возможностям человека относятся:
возможности рук (сила, ловкость, координация);
возможности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
возможности тела (пластика, мышечная сила и др.);
возможности психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
возможности речевого аппарата, голоса и др.
Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства.
Продуктами трудовой деятельности могут быть товары или предметы личной необходимости.
Товар — продукт труда, предназначенный для продажи или обмена.
Каждый товар обладает двумя свойствами:
способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).
Для хранения продуктов труда создаются специальные места,
помещения, склады. Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.
Процесс трудовой деятельности в общем виде представлен на схеме 31.
Схема 31. Процесс трудовой деятельности человека
В процессе трудовой деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства производства, общество и сам человек.