§ 4. Технология управленческой деятельности

 


       Управление
       Процесс (технология) воздействия на систему для перехода её в новое состояние или для поддержания её в каком-то установленном режиме
       Наукой об общих законах управления является кибернетика. Объектами управления могут быть различные системы: технические, биологические, социальные.
       Мы будем рассматривать в основном технологию управления социальными системами, где предметом управленческой деятельности является человек.
       Процесс управления – это взаимодействие двух взаимосвязанных элементов (подсистем): субъекта управления и объекта управления (схема 35).

Схема 35

схема 35


       Субъекты управления могут быть индивидуальными (учитель, директор, мастер, отец, мать и т.д.) и коллективными (коллегия, совет, штаб и т.д.).
Объекты управления в социальной системе могут быть:

    • общество, государство, отдельные регионы;
    • сфера человеческого бытия и отрасль производства;
    • коллектив предприятий, организаций, учреждений;
    • общность, группа людей, отдельный человек и др.

Менеджмент (англ. managment — управление, заведование, органи­зация) — управление в сфере бизнеса. Специалистом по управле­нию (субъектом управления) выступает менеджер.
Управленческая деятельность предусматривает выполнение определенных функций — обязанностей (схема 36).


Схема 36

схема 36

      Управленческая информация — это совокупность достоверных сведений, фактов, данных об управляемом объекте.
       Требования к информации: достоверность, доступность, однозначность, экономичность, оперативность, своевременность, полнота. По содержанию управленческая информация может быть самой разнообразной. Это могут быть, например, сведения об успеваемости, уровне воспитанности, качестве учебно-воспитательной работы, кадрах, взаимоотношениях в коллективе, материально-технической базе, развитии тех или иных процессов и др.
       Для сбора информации используются различные методы: беседы, наблюдения, интервью, анкеты, тесты, анализ документов, справок, отчетов и др. Полученная информация обрабатывается либо вручную, либо с помощью машин и автоматических устройств.
       Анализ информации осуществляется с помощью специальных методов (разделение на части, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, аналогия, синтез, интегрирование, систематизация).
Задачи аналитической деятельности:

    • отбор достоверных фактов из различных источников;
    • систематизация отобранных материалов;
    • сопоставление отобранных данных;
    • выявление основных тенденций;
    • анализ причин успехов и недостатков;
    • определение цели управления.

Цепь управления — предвосхищение результатов управленческой деятельности.
Цель управления должна:

    • определяться на основе всестороннего научного анализа состояния управляемого объекта, т. е. быть научно обоснованной;
    • быть конкретной, реальной, доступной, убедительной;
    • давать количественную и качественную характеристику требуемого результата;
    • соответствовать интересам и возможностям субъектов и объектов управления.

      Конкретная формулировка цели управления зависит от объекта управления. Например, применительно к производственной деятельности в условиях рынка целью управления может быть повышение эффективности производства и получение прибыли. Целью управления школой является создание условий для максимально полного удовлетворения образовательных потребностей личности и т.д.
Организация управленческой деятельности включает следующие компоненты:

    • выбор определенных методов управления;
    • принятие управленческих решений;
    • планирование работы;
    • координацию и коррекцию. Раскроем эти компоненты.

      Методы управления — это профессиональные приемы, способы взаимоотношений и взаимодействий руководителя с исполнителями (табл. 7). 
В процессе управления, как правило, применяется определенная система методов, в зависимости от которой различаются стили управления: авторитарный, демократический, либеральный, популистский.
Большую роль в процессе управления играют управленческие решения.
       Управленческие решения — разработка оптимального способа решения задачи (вопроса) и его реализации.

Таблица 7. Методы управления

таблица 7ю методы управления

       Решение — это всегда выбор альтернативы. На основе глубокого анализа сложившейся ситуации руководитель должен выбрать наиболее подходящий вариант решения. Принятие решения необходимо при выполнении любой управленческой функции. Основные требования к управленческим решениям: целенаправленность, своевременность, обоснованность, законность, конкретность, эффективность.
       Планирование — один из видов управленческого решения, который определяет перспективы развития управляемых систем. Планирование базируется на подведении итогов работы, оценке результативности предшествующего управленческого цикла, имеющихся возможностей объекта управления.

 

Обычно план имеет следующую структуру:

чудо таблица

      Как правило, планы разбивают на определенные разделы. Виды планирования: перспективное, текущее, оперативное. Планы составляются, обсуждаются коллективно и утверждаются руководящими органами.
      В процессе управленческой деятельности необходимо осуществлять ее координацию — согласование усилий различных субъектов и объектов управления с целью повышения эффективности этого процесса.
      Завершающей управленческой функцией являются учет и контроль.
       Учет — способ наблюдения за процессом управления. Учет не только достоверно отражает положение, но и воздействует на ход управления. Существуют различные формы учета: бланки, ведомости, журналы, книги и др.
      Контроль — способ проверки эффективности процесса управления. Он позволяет своевременно выявить причины недостатков и наметить меры по их устранению.
       Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, фронтальный, итоговый, самоконтроль, взаимоконтроль.
      Принципы контроля: систематичность, объективность, эффективность, гласность.
       Процесс управления носит циклический характер.
       Управленческий цикл — это последовательная реализация управленческих функций с целью приведения системы в качественно новое состояние в отведенное для этой цели время при оптимальной затрате сил субъектов управления.
       Таким образом, технология управленческой деятельности — это цепь последовательных и взаимосвязанных управленческих функций, направленных на повышение уровня развития управляемой системы.

       Управление должно отвечать определенным принципам — исходным положениям, правилам (табл. 8).

Таблица 8. Принципы управления

таблица 8. Принципы управления

      Управленческая деятельность является одной из самых сложных. Поэтому к организатору этой деятельности предъявляются высокие требования. Он должен иметь высокий уровень организаторских и коммуникативных способностей, знать основы менеджмента, педагогики и психологии, обладать волевыми качествами, иметь широкий кругозор и т.д.


Закрыть