§ 3. Сферы профессиональной деятельности

 

Сфера (гр. sphaira — шар) — предел распространения какого-либо действия.


Сфера профессиональной деятельности
       Имеющая определенные границы применения отрасль (или область) труда.
       По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики:
  • сферу материального производства;
  • непроизводственную сферу.               

      Они являются также сферами профессиональной деятельности (схема 41).
      В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.
      Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.
      Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
      По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной сфере — увеличивается.

Схема 41. Сферы и отрасли профессиональной деятельности

схема 41. сферы и отрасли профессиональной деятельности


      Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету труда (на что направлен труд человека). Здесь выделяют пять сфер:

  • человек – природа,
  • человек – техника,
  • человек – знаковая система,
  • человек – человек,
  • человек – художественный образ.

 

Человек – природа (Ч-П)
      Предметы труда: растительные, животные организмы, микроорганизмы.
       Объекты труда: почва, вода, лес, атмосфера, семена, полезные ископаемые, растения, животные, микробиологические процессы.
      Области труда: растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, микробиология.
      Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к животным и растениям, наблюдательность, умение предвидеть изменчивые природные факторы, смелость, точность движений, терпеливость и настойчивость, оперативно наглядно-образное мышление, физическая выносливость.


Человек – техника (Ч-Т)
      Предметы труда: машины, механизмы, технические системы, агрегаты.
      Объекты труда: техника, приборы, оборудование, аппараты, грунты, горные породы, древесина, пластмассы, ткани, строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция.
      Область труда: добыча и обработка грунтов и горных пород; обработка материалов; сборка, монтаж, ремонт, накладка, обслуживание техники, зданий и сооружений, электро-и радиооборудования; управление подъемными и транспортными средствами; переработка сельхозпродуктов.
      Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к технике, техническое мышление, координация движений, скорость реакции, технический слух, устойчивость к монотомии, способность к техническому творчеству.


Человек - знаковая система (Ч-З)
       Предметы труда: знаки, символы, формулы, слова, цифры, тексты, коды.
      Объекты труда: ЭВМ, пишущие машинки, индикаторы, измерительные приборы, рисунки, схемы, графики, чертежи, карты, ноты, деньги, фотографии, письменная и устная речь, документы.
      Области труда: создание и оформление документов, анализ и перевод текстов, делопроизводство, связь, бухгалтерское дело, экономика, финансы, страхование, кредитование, полиграфия, картография, топография, геодезия, черчение, конструирование, модельное и архивное дело, статистика, работа на ЭВМ.
      Профессионально важные качества для успешной деятельности: зрительное восприятие, зрительный анализатор, оперативная память, логическое мышление, здоровый опорно-двигательный аппарат, концентрация внимания, координация движений, эмоциональная устойчивость.


Человек – человек (Ч-Ч)
       Предметы труда: люди, группы людей, коллективы, условия воспитания.
      Объекты труда: методы, средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководство ими.
      Области труда: руководство людьми, воспитание, обучение, ме­дицинское, торговое, социально-бытовое, информационное обслу­живание людей.
      Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к людям, наблюдательность, находчивость, вежливость, от­зывчивость, честность, коммуникативные склонности, эмоцио­нальная устойчивость.

Человек — художественный образ (Ч—X)
       Предметы труда: художественный образ и закономерности его создания.
      Объекты труда: краски, ноты, буквы, слова, художественная речь, пластика тела, материалы.
      Области труда: декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство, архитектура, литература, телевидение.
      Профессионально важные качества для успешной деятельности: творческое, образное мышление, образная память, наблюдательность, художественный вкус, художественные специальные способности.
Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:

  • гностические, связанные с познавательным трудом — Г (контролер, приемщик и др.);
  • преобразовательные, связанные с активным изменением свойств и состояний предметов — П (токарь, строитель и др.);
  • изыскательские, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи — И (закройщик, программист и др.).

По орудиям труда профессии подразделяются на следующие группы:

  • ручной труд — Р;
  • механизированный труд — М;
  • автоматизированный труд — А;
  • труд с использованием функциональных особенностей человека (пластика тела, голос и т.д.) — Ф.

По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:

  • труд на открытом воздухе — О;
  • труд в нормальных бытовых условиях — Б;
  • труд в необычных условиях (под землей, под водой, в космосе и т.д.) — Н;
  • труд с повышенной материальной и моральной ответственностью за жизнь, здоровье, воспитание людей — М.

      Для более четкого и наглядного представления классификацию сфер профессиональной деятельности можно схематично изобра­зить в виде четырех ярусов (схема 42).

      Схема 42.  Классификация сфер профессиональной деятельности по предмету, целям, орудиям и условиям труда

схема 42. Классификация сфер профессиональной деятельности по предмету, целям,орудиям и услвиям труда

      Опираясь на эту схему, можно составить формулу любой профессии, состоящую из четырех букв, где первая указывает тип, вторая — класс, третья — отдел, а четвертая — группу профессии.
      Например, формулу профессии учителя можно записать так: ЧПФМ.


Закрыть