На протяжении всего периода истории создаваемые технологии и техника не только являлись средством удовлетворения потребностей, но и стимулировали дальнейшее развитие технологического мира, обеспечивали развитие цивилизации.
На развитие личности оказывают влияние четыре основных фактора (схема 48).
Схема 48. Факторы развития личности

В чем же конкретно проявляется взаимодействие человека и технологической среды в интеллектуально-духовной сфере?
- Во-первых, технологическая среда предъявляет повышенные требования к духовному потенциалу человека. В условиях, когда в развитых странах технологии меняются через 2—3 года, человеку нужно постоянно учиться, пополнять свои знания не только о современных, но и о перспективных технологиях. В будущем молодым специалистам самим предстоит разрабатывать новые средства труда и технологии. Поэтому встает задача создания системы непрерывного образования.
- Во-вторых, в условиях жизнедеятельности человека в информационно и технологически насыщенной среде у человека появляется потребность в интеллектуально-духовном развитии. В современном цивилизованном мире общество и каждый отдельный человек заинтересованы в непрерывном повышении качества жизни в условиях ограниченности ресурсов на основе интеграции государства в мировую социально-технологическую среду, включения мировых достижений и ценностей в собственную материальную и духовную культуру при сохранении и развитии ее самобытности. Чтобы повысить качество жизни, человеку необходимо повысить уровень технологической преобразующей деятельности, исключающей ее неблагоприятное воздействие на природу, общество и человека, преодолеть технократические подходы в процессе создания и применения объектов техники. Гуманизация технологического мира обусловливает необходимость получения каждым человеком знаний о технологической среде, ее развитии, условиях существования в ней, а также приобретения навыков эффективной и безопасной деятельности, обеспечивающей личный успех в условиях конкуренции.
- В-третьих, возрастающие духовные потребности формируют своеобразный заказ на их удовлетворение. Гармоничное развитие всех элементов культурной среды — условие стабильного существования и развития общества. У людей появляется больше возможностей для личного развития и свободы выбора.
Таким образом, технологическое развитие общества создает благоприятные условия для улучшения социальной жизни и интеллектуально-духовного совершенствования каждого человека.
Вместе с тем субъективные потребности (погоня за престижем, прихоти, капризы и т.п.), отсутствие системности в развитии техники, технократизм, разработка и применение элементов технологической среды в эгоистических интересах отдельных лиц и групп людей способны затормозить духовное развитие человека и общества, снизить его уровень при одновременном повышении материального обеспечения и превратить людей в бездуховных потребителей.
Сейчас над человечеством нависли три главные угрозы: ядерная война, экологическая катастрофа и духовное обнищание людей. Во всем мире углубляется гуманитарный кризис, последствиями которого являются преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.
Одна из причин этого кризиса — технократический подход к формированию технологической среды, когда приоритет отдается не способу, а результатам деятельности. Другая — унификация жизни и нивелировка национальных культур, гипертрофия массовой культуры, формирование не объективного общественного мнения (манипулирование сознанием), подавление индивидуальных качеств личности, создание неадекватных условий для жизненного и профессионального самоопределения.
В этих условиях человек может превратиться в бездуховного потребителя результатов технологической культуры.
В общем виде взаимодействие технологической среды и человека представлено на схеме 49.
Схема 49. Взаимодействие технологической среды и человека

Технологическое образование, формирование технологической культуры — это объективная закономерность развития общества и его важнейшей составляющей — технологической среды.
Такая закономерность объясняется:
- стремлением общества привести к гармоничному развитию технические и социокультурные системы;
- потребностью общества в более качественной подготовке подрастающего поколения к преобразовательной деятельности за счет повышения интеллектуального и духовного содержания учебных занятий в школе;
- необходимостью усилить приоритет способа производства (технологии) над его результатом с учетом природо- и культуросообразности.
В современном социально-технологическом мире практически все интеллектуально-духовные и материальные потребности удовлетворяются с помощью или при участии объектов и технологий рукотворного происхождения. Одновременно духовная культура, социальные и личные потребности формируют технологическую среду и определяют направления ее роста. Поэтому технологическое образование молодежи должно обеспечить достижение следующих целей:
- подготовку учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных технологических знаний и методов формирования технологической среды;
- формирование интеллектуально-духовной, физически развитой и технологически образованной личности, ориентированной на достижение высоких результатов собственной деятельности в условиях свободы выбора, конкуренции и ограниченности природных ресурсов;
- более глубокое вхождение России в мировое образовательное и технологическое производство.
Оптимальное развитие техносферы создает благоприятные условия для развития государства, общества и личности.