Самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Жизненное самоопределение — осознание смысла и цели своей ЖИЗНИ.
Смысл жизни — осознание своей жизни не как серии случайных, разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл; осознание того, во имя чего человек живет.
Цель жизни — осознание человеком конечных результатов своей жизнедеятельности. Цели могут быть близкими и далекими.
Поиск смысла жизни очень сложен. Это большой труд души и мысли. Но каждому человеку необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без этого нельзя сделать свою сегодиншнюю жизнь осмысленной и осознанно осуществить выбор профессионального пути. Исследования показывают, что школьники, которые не имеют четкого осознания смысла и цели своей ЖИЗНИ, как правило, не имеют и профессионального намерения.
Вопрос о смысле бытия возникает у людей неоднократно на протяжении всей жизни.
Фактически на каждом важном жизненном этапе человек задумывается о смысле жизни. Но в ранней юности (VIII—XI классы) вопрос о смысле жизни возникает впервые в си развития самосознания. И в этом особая трудность, ибо опыта жизни еще нет, а вопросы возникают, и каждый дает на них свои ответы (табл. 9)
Таблица 9

Сущность профессионального самоопределения
Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Конституции РФ. В ней говорится: «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Что же следует понимать под профессиональным самоопределением? Существуют разные трактовки этого понятия.
В самом общем смысле профессиональное самоопределение — это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.
Профессиональное самоопределение — длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи (табл. 10).
Таблица 10. Этапы формирования профессионального самоопределения школьников

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности, что видно из схемы 50.
Схема 50

Большую роль в процессе профессионального самоопределения играет образ Я, который состоит из двух основных составляющих: Я реальное и Я идеальное.
Я реальное содержит качества, которые у человека есть. Я идеальное, или Я-концепция, содержит качества, которые человек хотел бы иметь. Я-концепция представляет достаточно жесткую программу типов поведения и психологических состояний, сформированную у человека на основе моральных норм, принятых в обществе.
Реальное Я постоянно сопоставляется с Я-концепцией. Различие между ними является источником самовоспитания.
Выбирая профессию, каждый человек должен четко определить, каким ему нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном совпадают с Я-концепцией человека, процесс профессионального самоопределения будет идти интенсивно и результативно. В случае несовпадения необходимо внести изменения в Я-концепцию либо отказаться от сделанного выбора.
Так, если я считаю, что никогда не смогу стать достаточно сильным физически, то мне надо изменить мнение о себе и заняться физическим самосовершенствованием или отказаться от карьеры в спорте.
Ситуация выбора профессии
При выборе профессии необходимо учитывать:
- личностные желания, интересы и склонности — «хочу»;
- личностные возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья — «могу»;
- потребности рынка труда в кадрах — «надо».
Ситуацию выбора можно представить с помощью схемы 51.
Схема 51. Выбор профессии

Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.
Активность личности должна играть ведущую роль в выборе профессии (схема 52).
Схема 52. Кто (что) может оказать влияние на выбор профессии

Ошибки и затруднения при выборе профессии:
- отношение к выбору профессии как к пожизненному делу, ориентация сразу на профессии высокой квалификации, высшее образование;
- предрассудок, когда некоторые профессии считаются недостойными;
- выбор профессии за компанию, чтобы не отставать;
- перенос отношения к представителю той или иной профессии на саму профессию;
- увлечение только внешней стороной профессии;
- отождествление школьного предмета с профессией;
- устарелые представления о характере труда в сфере материального производства;
- неумение разобраться в своих личных качествах;
- незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
- незнание основных действий и порядка решения задач при выборе профессии.
Правила выбора профессии
- Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии нужны в данном регионе.
- С помощью учителей узнать о своих потенциальных возможностях (интересы, способности, темперамент, память, мышление, здоровье).
- Избрать наиболее подходящую профессию.
- Подробно изучить эту профессию.
- Найти возможность попробовать практически свои силы в этой профессии.
- Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами.
- Получить первоначальную профессиональную подготовку в школе или УПК.
- При затруднении выбора найти запасной вариант.
- Выбрав профессию, быть настойчивым в достижении цели.