§ 5. Принятие решения о профессиональном выборе и пути его реализации

 


      Рано или поздно в жизни каждого человека наступает ответственный период, когда приходится принимать решение о выборе профессии. Как не ошибиться, чтобы правильно выбрать вид деятельности? Процесс принятия решения у каждого происходит индивидуально, под влиянием различных факторов. Кто-то годами обдумывает, взвешивает все «за» и «против», а для кого-то случайная встреча, совет друга могут сыграть решающую роль, перевернуть всю жизнь. Возможно, такой случайный выбор будет приемлемым, но все же принимать такие ответственные, судьбоносные решения не стоит впопыхах.


       Процесс подготовки и принятия решения о профессиональном выборе включает в себя определенные этапы (схема 57).

Схема 57. Этапы принятия решения о профессиональном выборе

схема 57. Этапы принятия решения о профессиональном выборе

Обдумывание решения по предложенной схеме поможет избежать ошибок (схема 58).

Схема 58

схема 58

      Профессиональная пригодность — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающих наибольшую эффективность его профессиональной деятельности и удовлетворенность своим трудом. В эту совокупность входят особенности восприятия, внимания, мышления, интеллекта, эмоциональные и волевые качества, знания, умения, навыки.


      Существует несколько степеней профессиональной пригодности: непригодность к профессии, годность, соответствие профессии и призвание.


       О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, которые несовместимы с работой по той или иной профессии.


       Годность можно охарактеризовать так: нет противопоказаний к профессиональной деятельности, но нет и показаний.


       Следующая степень профпригодности — соответствие человека данной области деятельности. В этом случае нет противопоказаний и существуют личностные качества, соответствующие требованиям данного вида труда.


       Высший уровень профессиональной пригодности — призвание, когда есть комплекс качеств, обеспечивающих успех в данной деятельности. Призвание — полное соответствие человека профессии.


      Чтобы найти свое призвание, необходимо попробовать себя в различных видах деятельности. Только так можно глубоко познакомиться с профессиями и определить свои склонности и способности. Однако следует отметить, что профессиональная пригодность во многом зависит и от самого человека. Необходимо научиться преодолевать свои недостатки, в чем помогут занятия по самовоспитанию.


      Каждому молодому человеку необходимо знать возможные пути реализации профессионального выбора и получения профессиональной подготовки (табл. 16).

Таблица 16. Система профессионально подготовки в России

таблица 16. система профессиональной подготовки в России


      Первоначальная профессиональная подготовка — это процесс обучения и воспитания, направленный на формирование у учащихся осознанного профессионального самоопределения.


      Она осуществляется в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, УПК.


      Начальная профессиональная подготовка может осуществляться на производстве и в профессиональных училищах. Срок обучения в ПУ на базе неполного среднего образования 3 года, на базе среднего образования — 1 год.


      Специалистов средней квалификации для различных отраслей экономики готовят средние специальные учебные заведения — техникумы, колледжи, училища, школы.


      Специалистов с высшим образованием в России готовят высшие учебные заведения — вузы (схема 59).

Схема 59.  Виды вузов в России

схема 59. Виды вузов России

      В вузы принимаются лица, имеющие полное среднее образование, успешно сдавшие вступительные экзамены и прошедшие по конкурсу.


      Гражданам России гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного образования, если это образование получается впервые. Получение второго высшего образования и обучение в группах, которые формируются сверх установленного плана приема в вуз, осуществляется на платной основе.


      В нашей стране установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

    • бакалавр (срок обучения не менее четырех лет, выдается диплом бакалавра);
    • магистр (срок обучения не менее шести лет, выдается диплом магистра);
    • специалист с высшим образованием (срок обучения не менее пяти лет, выдается диплом о высшем профессиональном образовании).

      Послевузовское профессиональное образование осуществляется в аспирантурах и докторантурах. Освоение программ высшего профессионального образования может осуществляться в различных формах обучения: очной, заочной, вечерней, в форме экстерната. Лицам, которые не закончили вуз, выдают справку о незаконченном высшем образовании.


      Технологическая подготовка молодежи осуществляется всей системой учебно-воспитательных и образовательных учреждений России.


Особое место отводится общеобразовательной школе.


      Вместе с другими социальными институтами школа формирует основы культуры общества, закладывает основы технологической культуры личности, готовит выпускников к эффективной деятельности в условиях реальной социально-технологической среды, к осуществлению гуманной деятельности на основе знаний об обществе, природе, технике.


       Цель технологического образования в школе — дать учащимся представление о преобразовательной деятельности человека, результатах, последствиях и тенденциях ее развития, а также содействовать формированию интеллектуально-духовной, физически развитой и технологически высшего образованной личности, ориентированной на достижение высокого результата собственной деятельности в условиях свободы выбора, конкуренции.


      Технологическое образование в школе осуществляется в процессе изучения основ наук, новой образовательной области «Технология», трудового и профессионального обучения, изучения предметов по выбору, факультативных и индивидуальных занятий по интересам, участия школьников в различных видах трудовой деятельности. Одна из задач школьного технологического образования — помочь учащимся сформировать основы технологической культуры.

 


Закрыть