Рано или поздно в жизни каждого человека наступает ответственный период, когда приходится принимать решение о выборе профессии. Как не ошибиться, чтобы правильно выбрать вид деятельности? Процесс принятия решения у каждого происходит индивидуально, под влиянием различных факторов. Кто-то годами обдумывает, взвешивает все «за» и «против», а для кого-то случайная встреча, совет друга могут сыграть решающую роль, перевернуть всю жизнь. Возможно, такой случайный выбор будет приемлемым, но все же принимать такие ответственные, судьбоносные решения не стоит впопыхах.
Процесс подготовки и принятия решения о профессиональном выборе включает в себя определенные этапы (схема 57).
Схема 57. Этапы принятия решения о профессиональном выборе

Обдумывание решения по предложенной схеме поможет избежать ошибок (схема 58).
Схема 58

Профессиональная пригодность — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающих наибольшую эффективность его профессиональной деятельности и удовлетворенность своим трудом. В эту совокупность входят особенности восприятия, внимания, мышления, интеллекта, эмоциональные и волевые качества, знания, умения, навыки.
Существует несколько степеней профессиональной пригодности: непригодность к профессии, годность, соответствие профессии и призвание.
О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, которые несовместимы с работой по той или иной профессии.
Годность можно охарактеризовать так: нет противопоказаний к профессиональной деятельности, но нет и показаний.
Следующая степень профпригодности — соответствие человека данной области деятельности. В этом случае нет противопоказаний и существуют личностные качества, соответствующие требованиям данного вида труда.
Высший уровень профессиональной пригодности — призвание, когда есть комплекс качеств, обеспечивающих успех в данной деятельности. Призвание — полное соответствие человека профессии.
Чтобы найти свое призвание, необходимо попробовать себя в различных видах деятельности. Только так можно глубоко познакомиться с профессиями и определить свои склонности и способности. Однако следует отметить, что профессиональная пригодность во многом зависит и от самого человека. Необходимо научиться преодолевать свои недостатки, в чем помогут занятия по самовоспитанию.
Каждому молодому человеку необходимо знать возможные пути реализации профессионального выбора и получения профессиональной подготовки (табл. 16).
Таблица 16. Система профессионально подготовки в России

Первоначальная профессиональная подготовка — это процесс обучения и воспитания, направленный на формирование у учащихся осознанного профессионального самоопределения.
Она осуществляется в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, УПК.
Начальная профессиональная подготовка может осуществляться на производстве и в профессиональных училищах. Срок обучения в ПУ на базе неполного среднего образования 3 года, на базе среднего образования — 1 год.
Специалистов средней квалификации для различных отраслей экономики готовят средние специальные учебные заведения — техникумы, колледжи, училища, школы.
Специалистов с высшим образованием в России готовят высшие учебные заведения — вузы (схема 59).
Схема 59. Виды вузов в России

В вузы принимаются лица, имеющие полное среднее образование, успешно сдавшие вступительные экзамены и прошедшие по конкурсу.
Гражданам России гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного образования, если это образование получается впервые. Получение второго высшего образования и обучение в группах, которые формируются сверх установленного плана приема в вуз, осуществляется на платной основе.
В нашей стране установлены следующие ступени высшего профессионального образования: