|
Планы семинарских занятий
Семинар 1. Педагог как субъект педагогической деятельности
- Педагог в мире профессиональной деятельности. Психологические требования к личности учителя.
- Структура педагогической деятельности.
- Личность и авторитет учителя.
Литература:
1. Алехина И.В. Самоменеджмент в деятельности учителя. – Брянск, 1995.
2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. В 2 кн. – М., 2000.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Дону, 1997.
4. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов - н/Д., 1997.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.
7. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. – М., 1999 .
8. Психология и педагогика. /Под ред. А.А. Радугина, М., 1996 .
9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999 .
Семинар 2. Психологические основы управления учебной деятельностью
- Структура учебной деятельности
- Мотивы учебной деятельности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования.
- Управление учебной деятельностью:
- в младшем школьном возрасте;
- в средних классах школы;
в старших классах школы.
- Самостоятельная работа как форма учебной деятельности.
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
4. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.
5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1998.
7. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие. – М., 1999.
Семинар 3. Воспитание современной личности
- Особенности воспитания на различных возрастных этапах.
- Социально-психологические аспекты воспитания:
- общение и воспитание;
- влияние группы на развитие личности;
- Критерии воспитанности.
Литература:
1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов – н/Дону, 1997.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию – М., Ростов- н/Д, 2000.
3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., 1997 .
4. Немов Р.С. Психология. Кн.2. Психология образования. – М., 1994.
5. Орлов Ю.М. самопознание и самовоспитание характера. - М., 1991.
6. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.
7. Рожков Н.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
8. Щуркова Н.Е. Новые воспитательные технологии.- М., 1994
9. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М., 2000.
Семинар 4. Психологические основы работы с «трудными» школьниками
- Понятие «трудные» дети и их психологические особенности.
- Основные категории трудных детей.
- Особенности проявления трудностей на различных этапах обучения в школе:
- младшие школьники «группы риска»;
- подростки «группы риска»;
- юноши и девушки «группы риска».
- Психологические вопросы корригирования поведения «трудных» школьников.
Литература:
1. Арцимович И.В. Психология «трудного» подростка. – Армавир, 2000.
2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1999.
3. Практическая психология образования. /Под ред. И.В.Дубровиной.-М., 1997.
4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
5. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.
6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1997.
Семинар 5. Педагогические способности
- Понятие об общих и специальных способностях учителя.
- Понятие об экспрессивных способностях учителя:
- вербальная экспрессия;
- невербальная экспрессия.
- Коммуникативная компетентность и ее развитие.
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д., 1997.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. - М., 1994.
4. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород, 1992.
5. Практическая психология для преподавателей. - М., 1997.
6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
7. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.
8. Самоукина Н.В. Игры в которые играют ... /Психологический практикум. – Дубна,1997.
9. Фридман Л.С., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1999.
10. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения /Под общей редакцией Гинзбурга М.Р. – М., 1998.
Семинар 6. Педагогические конфликты и пути их разрешения
- Понятие о педагогическом конфликте и его детерминанты.
- Технология управления межличностными конфликтами.
- Причины непродуктивного педагогического взаимодействия.
- Стресс и психическое здоровье учителя
Литература:
1. Гатальская Т.В., Крыленко А.В. В школу – с радостью. Практическая психология для учителя. – Минск, 1998.
2. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – М., 1995.
3. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. – М., 1999.
4. Практическая психология для преподавателей. – М., 1997.
5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в пед. процессе. –М.,
6. Рыданова И.И. Основы педагогического общения. – Минск, 1998.
7. Самоукина Н.В. “Игры, в которые играют…”:Психологический практикум. – Дубна, 1997.
8. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. –М., 1999.
Семинар 7. Диагностика воспитанности
- Понятие воспитанности, ее структура и уровни.
- Критерии воспитанности.
- Методы диагностики воспитанности.
Литература:
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.
3. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов.- М., 1988.
4. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов – н/Дону, 1997.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию – М., Ростов- н/Д, 2000.
6. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., 1997.
7. Педагогическая психология /Под ред. Н.В.Клюевой. – М., 2003.
8. Фридман Л.М. Психология воспитания. Кн. для всех, кто любит детей. – М.,1999.
9. Щуркова Н.Е. Новая психология воспитательного процесса. - М., 1994.
10. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М., 2000.
Семинар 8. Психологические проблемы мотивации учения
- Мотивация как психологическая категория (мотив – мотивация – мотивационная сфера).
- Структура мотивации.
- Учебная мотивация – общая характеристика, виды (познавательные и социальные).
- Устойчивость учебной мотивации.
- Формирование учебной мотивации (фронтальные и индивидуальные формы работы).
- Проблемные ситуации и мотивации.
Литература:
1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
Семинар 9.Проблема неуспеваемости школьников
- Понятие «обучение».
- Соотношение обучения и развития.
- Содержание обучения и психическое развитие.
- Обучаемость, успеваемость и уровень развития ребенка.
- Усвоение и его психологические компоненты (отношение к учению, роль наглядности, осмысление учебного материала, переработка и сохранение информации).
- Типология неуспевающих учеников:
- низкая обучаемость и положительное отношение к школе;
- высокое качество мыслительной деятельности и отрицательное отношение к школе;
- низкая обучаемость и отрицательное отношение к школе.
- Понятие «одаренность».
Литература:
1. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989.
2. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феликс», 2003.
|