![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Передача винт — гайка предназначена для преобразования вращательного движения одного из элементов пары в поступательное перемещение другого. При этом как винт, так и гайка могут иметь либо одно из названных движений, либо оба движения вместе. К достоинствам винтовых механизмов относятся: простота получения медленного поступательного движения и возможность большого выигрыша в силе, плавность, бесшумность, способность воспринимать большие нагрузки, возможность осуществления перемещений с высокой точностью, простота конструкций. Недостатками винтовых механизмов являются: большие потери на трение и, как следствие, низкий к. п. д. Винты в винтовых механизмах в зависимости от назначения разделяют на грузовые (домкраты, прессы) и ходовые (служащие для точной передачи движения в станках, измерительных устройствах). Определим кинематические соотношения в винтовой паре. На рис. 1 показана схема винтового механизма. рис. 1 Винт вращается вокруг продольной оси и перемещается вдоль нее. Поступательное перемещение винта s определяется ходом резьбы
Скорость поступательного движения v = ds/dt и угловая скорость вращения винта ? = d?/dt равны производным от соответствующих перемещений по времени. Отсюда находим: где v — в мм/с; ? — в рад/с. Отношение линейного перемещения точки K обода колеса (рукоятки) (рис. 1) за один полный оборот ?D к ходу резьбы
Рассмотрим силовые соотношения в винтовой кинематической паре с прямоугольной резьбой (рис. 2, а). рис. 2 Обозначим: F — осевая сила, действующая на винт; Напишем уравнения равновесия: Решая уравнение (1), получим:
2. откуда
где r — средний радиус нарезки винта; Коэффициент полезного действия винтовой пары тогда
Сокращая на 2? и подставляя значение момента , получим
Результаты не изменятся, если сделать неподвижной гайку и вращать винт. К. п. д. зависит от соотношения углов ? и ?: с увеличением ? к. п. д. возрастает, достигая максимума при ? = 45° — ?/2. Если винтовой механизм обладает свойством самоторможения, то и к. п. д. меньше 50 %. Самотормозящие винтовые пары применяются довольно часто, так как они гарантируют отсутствие движения под действием осевой силы. Например, в самотормозящих грузовых винтах (домкраты) поднятый груз не будет самопроизвольно опускаться.
Примером конструкции грузового винтового механизма может служить домкрат.
Гайка запрессована в чугунный корпус. Винт вращается и перемещается поступательно. Вращение винта обеспечивается усилиями одного или двух рабочих. Рукоятка, к которой прикладывается усилие, проходит через отверстие к головке впита. На головке укреплена чашка, упирающаяся в груз. Для уменьшения трения между головкой винта и чашкой по кольцевой опорной поверхности уменьшают радиус опорной поверхности чашки или заменяют трение скольжения трением качения, вводя упорный шарикоподшипник.
На конце винта укреплена шайба, препятствующая полному вывинчиванию винта из гайки. Винтовые механизмы в процессе проектирования рассчитывают на прочность винта и гайки, на износ рабочих поверхностей резьбы и на продольную устойчивость винта (при сжатии). Внутренний диаметр винта домкрата определяется из условия прочности: где ? = 1,25?1,3. По значению d1 выбирают ближайший больший стандартный размер резьбы. Винтовые передачи чаще всего выходят из строя вследствие износа скользящих друг по другу поверхностей витков резьбы. Износостойкость винтовой передачи зависит от среднего давления на поверхностях витков, поэтому оно не должно превышать допускаемого:
где Допускаемое давление [р] в резьбе для пары сталь — чугун 6—10 МПа, для пары сталь — бронза 8—15 МПа. Высоту гайки определяют из расчета на износостойкость согласно условию находят высоту гайки h = Pz
Иногда этот расчет называют также расчетом на невыдавливание смазки. По исследованиям Н. Е. Жуковского о распределении нагрузки на витки гайки число витков гайки не должно превышать 10, т. е. z ? 10. Кроме того, гайку рассчитывают на растяжение по кольцевому сечению
Помимо растяжения происходит кручение тела гайки, его приближенно учитывают, вводя коэффициент ?.
|
||||||