![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
5.5.1 Назначение и особенности фрикционных передач
Фрикционная передача основана на использовании силы трения рис. 1 Фрикционные механизмы в зависимости от относительного расположения геометрических осей валов делятся на передачи: рис. 2 Достоинства фрикционных передач: простота конструкции; плавность, бесшумность работы; возможность осуществления передач с плавным (бесступенчатым) изменением передаточного отношения, возможность проскальзывания фрикционных катков при перегрузках, что предохраняет от поломок детали приводимого в движение механизма. Недостатки фрикционных передач: ограниченная величина передаваемой мощности (для цилиндрической фрикционной передачи обычно до 10 кВт); большая нагрузка на валы и опоры валов; непостоянство передаточного отношения, являющееся следствием взаимного проскальзывания катков; повышенный износ катков, вследствие которого передача начинает работать со значительным шумом; сравнительно низкий к. п. д. (для передач обычного типа ? = 0,8?0,9).
При отсутствии проскальзывания между ведущим и ведомым звеньями передаточное отношение передачи
Однако при работе фрикционной передачи всегда имеется проскальзывание, выражающееся в некотором уменьшении скорости ведомого катка по сравнению со значением ?2. Величина скольжения зависит от конструкции передачи, нагрузки и других факторов. Скольжение учитывается коэффициентом ?:
где ?'2, ?2, и n'2, n2 — соответственно теоретическая (без скольжения) и фактическая угловые скорости и частоты вращения ведомого катка. С учетом скольжения передаточное отношение принимает следующий вид:
Практически значения ? могут колебаться в пределах от 0,005 до 0,05. Фрикционная передача с коническими катками применяется при пересекающихся осях. Передаточное отношение (при отсутствии скольжения):
Так как для передачи с ?1 + ?2 = 90° справедливы соотношения:
Фрикционные передачи могут осуществляться с постоянным или переменным передаточным отношением. Фрикционные передачи, обеспечивающие бесступенчатое изменение угловой скорости ведомого вала, называют вариаторами. Широкое распространение получили фрикционные вариаторы, применяемые в станках, кузнечно-прессовом оборудовании, в механизмах приборов и т. д. В качестве примера фрикционных передач с переменным передаточным отношением рассмотрим лобовой вариатор, предназначенный для передачи вращения между пересекающимися осями валов.
Диск А, вращаясь вокруг своей оси и находясь в силовом замыкании с диском В, приводит последний во вращательное движение. При перемещении диска А вдоль оси его вращения I — I изменяется расстояние х от оси II - II, а вследствие этого и передаточное отношение. Окружная скорость точки а диска А:
Окружная скорость точки а диска В:
Пренебрегая скольжением, получаем откуда
Если диск А переместить за ось II — II (вдоль оси I — I), то ведомый диск В будет вращаться в противоположном направлении. Изменение направления вращения ведомого вала при неизменном направлении вращения ведущего вала называется реверсированием хода.
|
||||||