![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Для передачи движения между валами, оси которых перекрещиваются, применяются червячные передачи. Угол перекрещивания осей обычно θ = 90°. Червячная передача показана на рис. 1. ![]() Червяк 1, насаженный на вал или (что чаще), изготовленный заодно с валом, вращает червячное колесо 2. Червячная передача относится к числу так называемых зубчато-винтовых, т. е. имеющих признаки, характерные и для зубчатых, и для винтовых передач. Червяк, как и винт, характеризуется шагом, обозначаемым р и ходом ![]() где z1 число витков (заходов) червяка. Определим передаточное отношение червячной пары. Линейная скорость червячного выступа, движущегося поступательно при вращении червяка, ![]() где ω1 — угловая скорость червяка (n1 — частота вращения червяка). Линейная скорость на начальной окружности червячного колеса ![]() где d2 — диаметр начальной окружности колеса; ω2 — угловая скорость колеса (n2 — частота вращения колеса).
Так как это одна и та же скорость, т. е. v1 = v2, то ![]() Подставив в это выражение значения длины окружности колеса ![]() где z1 — число витков (заходов) червяка; z2 — число зубьев Колеса; u — передаточное число червячной пары, Основные достоинства червячной передачи, обусловившие ее широкое распространение в различных отраслях машиностроения.
Недостатки червячной передачи:
Червячные передачи различают по числу витков (заходов) червяка — одно-, двух-, трех- и многозаходные; по расположению вала червяка — относительно червячного колеса с верхним, нижним и боковым расположениями. Наибольшее распространение имеют червячные передачи с цилиндрическим червяком (рис. 2). ![]() Потери в червячной передаче обусловлены потерями в зацеплении, в опорах валов червяка и колеса и потерями на размешивание и разбрызгивание масла. Таким образом, к. п. д. передачи может быть представлен как произведение трех частных коэффициентов ![]() где Ориентировочно значение полного к. п. д. червячной передачи для предварительных расчетов можно принимать по следующим данным: ![]() Венеа червячного колеса для тихоходных передач изготовляют из чугуна. Материалом для венцов колес быстроходных и тяжело¬агруженных передач служат бронзы различных марок. Обычно только венец червячного колеса изготовляют из высококачественного антифрикционного металла, а остальную часть колеса — из чугуна. Червяки изготовляют из стали. Червяки быстроходных передач термически обрабатывают до твердости HRC ≥ 45 и шлифуют.
Витки червяка в осевом сечении имеют форму рейки с углом профиля 2α = 40°. ![]() Зависимость между осевым шагом, модулем и ходом витка выражается формулой ![]() Диаметр делительной окружности червяка рекомендуется выбирать кратным осевому модулю ![]() где q — число модулей в делительном диаметре червяка (или коэффициент диаметра червяка), принимаемое по стандартному ряду (ГОСТ 19672—74, 1-й ряд: 8; 10; 12,5; 16; 20; 25). Диаметр окружности вершин витков червяка ![]() ![]() Указанная зависимость соответствует радиальному зазору 0,2m. Иногда принимают радиальный зазор равным 0,25m, тогда ![]() Число витков (заходов) червяка выбирают в пределах z = 1÷4. Делительный угол подъема витков червяка ![]() Подставив в эту зависимость значения ![]() Длину (мм) нарезаемой части червяка подбирают по соотношениям:
при По ГОСТ 2144—76 червяк c z1 = 3 не применяется. Окружной шаг червячного колеса равен осевому шагу червяка, соответственно и модуль
![]() Червячное колесо имеет размеры, определяемые по формулам: ![]() Так как венец колеса охватывает червяк, то наружный диаметр колеса больше, чем диаметр окружности выступов, ![]() Ширину венца колеса рекомендуется принимать: при z = Центральный угол 2δ, характеризующий полноту охвата червяка венцом колеса, определяется из формулы ![]() Расстояние
|
||||||