МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
образовательных программ и стандартов
профессионального образования
_____________________ Л.С. Гребнев
« 20 » июля 2001 г.
Педагогика
Рекомендуется Министерством образования Российской Федерации
для специальностей 030100 Информатика
030600 Технология и предпринимательство
030800 Изобразительное искусство
032100 Математика
032200 Физика
032300 Химия
032400 Биология
032500 География
032600 История
032900 Русский язык и литература
033000 Родной язык и литература
033100 Физическая культура
033200 Иностранный язык
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина включает в себя четыре учебных курса – “Общая педагогика”, “Педагогическая технология”, “Социальная педагогика, коррекционная педагогика с основами специальной психологии”, “Управление образовательными системами”.
Цель дисциплины – вооружить студентов знаниями о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности, педагогической науке, методах педагогических исследований, сущности процессов воспитания и обучения, истории возникновения и развития института образования и педагогической науки, педагогических технологиях, предмете и основных направлениях исследований социальной педагогики и коррекционной педагогики, основах управления образовательными системами, а также первоначальными умениями и навыками осуществления познавательной и профессиональной педагогической деятельности.
Задачи дисциплины:
сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;
сформировать у студентов общее представления о педагогике как науке, о методах педагогических исследований;
сформировать у студентов общее представление о сущности процессов воспитания и обучения;
сформировать общие представления о педагогических технологиях;
познакомить студентов с историей возникновения и развития института образования и педагогической науки;
обеспечить формирование у студентов общих представлений о предмете и основных направлениях исследований социальной педагогики и коррекционной педагогики;
обеспечить усвоение студентами сведений о теоретических и организационных основах управления образовательными системами;
обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения содержания дисциплины студент должен знать:
в чем заключается сущность и специфика профессиональной педагогической деятельности;
каковы предмет, функции педагогической науки, ее категориальный аппарат, основные направления педагогических исследований, методы их осуществления;
в чем состоит сущность процессов воспитания и обучения, каковы закономерности, принципы и методы их осуществления;
историю возникновения и развития института образования и педагогической науки;
что такое “педагогические технологии” и каковы их основные типы;
каковы предмет и основные направления исследования социальной педагогики и коррекционной педагогики;
каковы теоретические и организационные основания управления образовательными системами.
Студенты должны обладать первоначальными умениями и навыками:
осуществление учебно-воспитательной деятельности;
осуществления психолого-педагогической диагностики;
прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций;
постановки и решения педагогических задач;
моделирования и конструирования психолого-педагогической деятельности;
накопления профессионального педагогического опыта.
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
Общая трудоемкость |
300 |
1, 4-7 |
Аудиторные занятия |
150 |
|
Лекции |
Х |
|
Практические занятия (семинары) |
Х |
|
Лабораторные работы |
Х |
|
Самостоятельная работа |
150 |
|
Курсовые работы/рефераты |
Х |
|
Вид итогового контроля: экзамен |
|
Экзамен |
4. Содержание дисциплины
4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ п/п |
Разделы дисциплины |
Лекции |
Практические занятия, семинары |
Лабораторные работы |
1. |
Общая педагогика |
Х |
Х |
- |
I |
Введение в педагогическую деятельность |
Х |
Х |
- |
II |
Общие основы педагогики |
Х |
Х |
- |
III |
Теория и методика воспитания |
Х |
Х |
- |
IV |
Теория обучения |
Х |
Х |
- |
V |
История образования и педагогической мысли |
Х |
Х |
- |
2. |
Педагогическая технология |
Х |
Х |
Х |
I |
Педагогические технологии |
Х |
Х |
- |
II |
Психолого-педагогический практикум |
- |
- |
Х |
3. |
Социальная и коррекционная педагогика с основами специальной психологии |
Х |
Х |
- |
I |
Социальная педагогика |
Х |
Х |
- |
II |
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии |
Х |
Х |
- |
4. |
Управление образовательными системами |
Х |
Х |
- |
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
I. Введениев педагогическую деятельность.
Социально и профессионально обусловленные функции педагога.
Основные виды педагогической деятельности.
Структура и содержание педагогической деятельности. Педагогический труд как специфическое общественное явление.
Коллективный характер педагогической деятельности.
Творческая природа труда учителя.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога, познавательная и коммуникативная активность педагога. Педагогическое призвание и педагогические способности, психологические основы формирования профессионально значимых качеств личности педагога. Профессиональная этика педагога. Педагогический такт. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования. Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога.
Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога-психолога. Структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога.
Профессиональная подготовка педагогических кадров. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования.
Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога. Психолого-педагогические основы процесса профессионального самовоспитания в становлении педагогического мастерства.
Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика как наука, ее объект. Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образовательный процесс, самовоспитание, обучение, образование, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность.
Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками (с философией, психологией, биологией, антропологией, экономическими науками, социологией и др.) и ее структура (общая, возрастная, коррекционная педагогика, частные методики, история педагогики и образования, отраслевая педагогика). Новые отрасти педагогики (сравнительная, социальная).
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как социальное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Методология педагогики и методы педагогических исследований. Понятие о методологии науки. Методологии педагогической науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.
Логика педагогического исследования.
Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
Методологическая культура педагога.
III. Теория и методика воспитания
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Содержание нового социального заказа школе. Задачи воспитания.
Основные направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, интернациональное и др.
Соотношение понятий “воспитание” и “воспитательные процессы”. Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие. Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях. Логика воспитательного процесса.
Основные принципы и методы воспитания. Принципы воспитания как отражение воспитательного процесса. Система принципов воспитания: историко-педагогический анализ (принципы природосообразности, культуросообразности, дополнительности в воспитании, общественно-ценной целевой направленности воспитательного процесса, комплексности, связи с жизнью и др.).
Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе. Гуманизм как основа принципов воспитания.
Понятие о методах воспитания. Методы воспитания и их основные классификации.
Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.
Воспитательные системы и концепции воспитания. Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем.
Основные педагогические идеи учителей-новаторов (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова и др.). Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.Л. Щетинина, И.П. Иванова и др.
Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива. Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива. Стили педагогического управления детским коллективом.
Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
Воспитание культуры межнационального общения. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма, интернационализма, веротерпимости и толерантности.
IV. Теория обучения
Образовательный процесс. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Образовательный процесс и процесс обучения. Инновационные образовательные процессы.
Сущность, структура и функции процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Анализ современных дидактических концепций.
Закономерности и принципы обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса обучения.
Содержание образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Методы, формы и средства обучения. Понятие методов обучения. Классификации методов обучения. Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения.
Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
Средства обучения. Классификации средств обучения.
Система образовательных учреждений. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
V.История образования и педагогической мысли
История образования и педагогической мысли как область научного знания. Методологические основы исследования и проблема периодизации развития образования педагогической мысли. Источники историко-педагогических исследований.
Зарождение и развитие института образования и педагогической мысли. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.). Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
I. Педагогические технологии
Понятие педагогических технологий. Понятие “педагогическая технология” как категория педагогической науки. Вид педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.
Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
Технологии управления образовательным процессом. Технологии педагогического регулирования и коррекция образовательного процесса. Технологии контроля образовательного процесса.
II. Психолого-педагогический практикум
Психолого-педагогическая диагностика. Основные формы и методы психолого-педагогической диагностики. Анкетирование и тестирование. Диагностика ученического коллектива, уровня воспитанности и социальности учащихся. Освоение методов изучения результатов и организации педагогического процесса.
Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций. «Понятие педагогической ситуации». Особенности взаимодействия педагогов и учащихся. Этапы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Создание ситуаций а сотрудничеств педагога и учащихся. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
Технология постановки и решения педагогических задач. Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Их виды. Выделение условий задачи. Отработка навыков решения педагогических задач. Способы решения конфликтов в деятельности учителя.
Моделирование и конструирование педагогической деятельности. Формы и методы педагогической деятельности, их классификация и взаимосвязь. Отработка навыков целеполагания и планирования. Выбор форм и методов в зависимости от цели деятельности педагога. Освоение коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Понятие моделирования. Оценка эффективности применяемых форм и методов моделирования педагогической деятельности. Освоение способов, приемов контроля в педагогической деятельности.
Развитие интеллектуально-творческого коммуникационного потенциала учителя. Развитие творческих способностей. Необходимость и важность постоянного приобретения новых знаний. Интеллектуальный компонент деятельности учителя. Методики накопления профессионального педагогического опыта.
Развитие коммуникационного потенциала личности педагога. Коммуникативные умения и навыки. Методики формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.
Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога. Роль положительного эмоционального состояния в мотивации профессиональной деятельности педагога.
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
I. Социальная педагогика
Социальная педагогика как наука и учебный предмет. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние. Социальное воспитание – объект социальной педагогики. Задачи и содержание курса социальной педагогики.
Социализация как социально-педагогическое явление. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также само изменения.
Сущность социализации и ее содержание. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: психологические, социально-психологические, социально-педагогические.
Составляющие процесса социализации, отличия воспитания от других составляющих.
Принципы социального воспитания. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Принцип диалогичности социального воспитания.
Сущность и критерии социализированности и воспитанности личности. Социализированность как результат социализации на определенном возрастном этапе.
Различные трактовки социализированности и воспитанности.
“Мобильный характер” социализированности в связи с изменениями в социальной жизни и судьбе человека.
Характеристики личности, способствующие успешной социализации.
Социальное воспитание в воспитательных организациях. Социальное воспитание в воспитательной организации как совокупность организации социального опыта ее членов, их образования и оказания им индивидуальной помощи.
Социальное воспитание в образовательных учреждениях.
Индивидуальная помощь в решении возрастных задач, в избежании и преодолении опасностей возраста; возрастной и индивидуальный подходы в жизнедеятельности воспитательной организации.
Создание локальной воспитательной системы: признаки воспитательной системы, этапы ее развития.
Социальное воспитание в семье. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания развития ребенка.