МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
образовательных программ и стандартов
профессионального образования
_____________________ Л.С. Гребнев
« 20 »  июля  2001 г.

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Педагогика

 

 

 

 

 

Рекомендуется Министерством образования Российской Федерации
для специальностей  030100 Информатика
030600 Технология и предпринимательство
030800 Изобразительное искусство
032100 Математика
032200 Физика
032300 Химия
032400 Биология
032500 География
032600 История
032900 Русский язык и литература
033000 Родной язык и литература
033100 Физическая культура
033200 Иностранный язык


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина включает в себя четыре учебных курса – “Общая педагогика”, “Педагогическая технология”, “Социальная педагогика, коррекционная педагогика с основами специальной психологии”, “Управление образовательными системами”.
Цель дисциплины – вооружить студентов знаниями о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности, педагогической науке, методах педагогических исследований, сущности процессов воспитания и обучения, истории возникновения и развития института образования и педагогической науки, педагогических технологиях, предмете и основных направлениях исследований социальной педагогики и коррекционной педагогики, основах управления образовательными системами, а также первоначальными умениями и навыками осуществления познавательной и профессиональной педагогической деятельности.
Задачи дисциплины:
сформировать у студентов общие представления о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности;
сформировать у студентов общее представления о педагогике как науке, о методах педагогических исследований;
сформировать у студентов общее представление о сущности процессов воспитания и обучения;
сформировать общие представления о педагогических технологиях;
познакомить студентов с историей возникновения и развития института образования и педагогической науки;
обеспечить формирование у студентов общих представлений о предмете и основных направлениях исследований социальной педагогики и коррекционной педагогики;
обеспечить усвоение студентами сведений о теоретических и организационных основах управления образовательными системами;
обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения содержания дисциплины студент должен знать:
в чем заключается сущность и специфика профессиональной педагогической деятельности;
каковы предмет, функции педагогической науки, ее категориальный аппарат, основные направления педагогических исследований, методы их осуществления;
в чем состоит сущность процессов воспитания и обучения, каковы закономерности, принципы и методы их осуществления;
историю возникновения и развития института образования и педагогической науки;
что такое “педагогические технологии” и каковы их основные типы;
каковы предмет и основные направления исследования социальной педагогики и коррекционной педагогики;
каковы теоретические и организационные основания управления образовательными системами.
Студенты должны обладать первоначальными умениями и навыками:
осуществление учебно-воспитательной деятельности;
осуществления психолого-педагогической диагностики;
прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций;
постановки и решения педагогических задач;
моделирования и конструирования психолого-педагогической деятельности;
накопления профессионального педагогического опыта.


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

300

1, 4-7

Аудиторные занятия

150

 

Лекции

Х

 

Практические занятия (семинары)

Х

 

Лабораторные работы

Х

 

Самостоятельная работа

150

 

Курсовые работы/рефераты

Х

 

Вид итогового контроля: экзамен

 

Экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия, семинары

Лабораторные работы

1.

Общая педагогика

Х

Х

-

I

Введение в педагогическую деятельность

Х

Х

-

II

Общие основы педагогики

Х

Х

-

III

Теория и методика воспитания

Х

Х

-

IV

Теория обучения

Х

Х

-

V

История образования и педагогической мысли

Х

Х

-

2.

Педагогическая технология

Х

Х

Х

I

Педагогические технологии

Х

Х

-

II

Психолого-педагогический практикум

-

-

Х

3.

Социальная и коррекционная педагогика с основами специальной психологии

Х

Х

-

I

Социальная педагогика

Х

Х

-

II

Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

Х

Х

-

4.

Управление образовательными системами

Х

Х

-

 


 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
I. Введениев педагогическую деятельность.

Общая характеристика педагогической профессии. Возникновение и развитие педагогической профессии. Возрастание социальной значимости и педагогической деятельности в современном обществе.

Социально и профессионально обусловленные функции педагога.
Основные виды педагогической деятельности.
Структура и содержание педагогической деятельности. Педагогический труд как специфическое общественное явление.
Коллективный характер педагогической деятельности.
Творческая природа труда учителя.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности педа­гога, познавательная и коммуникативная активность педагога. Педагогическое призвание и педагогические способности, психологические основы формирования профессионально значимых качеств личности педагога. Профессиональная этика педагога. Педагогический такт. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования. Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога.
Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога-психолога. Структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога.
Профессиональная подготовка педагогических кадров. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования.
Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога. Психолого-педагогические основы процесса профессионального самовоспитания в становлении педагогического мастерства.

II. Общие основы педагогики

Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика как наука, ее объект. Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образовательный процесс, самовоспитание, обучение, образование, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность.
Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками (с философией, психологией, биологией, антропологией, экономическими науками, социологией и др.) и ее структура (общая, возрастная, коррекционная педагогика, частные методики, история педагогики и образования, отраслевая педагогика). Новые отрасти педагогики (сравнительная, социальная).
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как социальное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Методология педагогики и методы педагогических исследований. Понятие о методологии науки. Методологии педагогической науки. Структура методологического знания: фило­софский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.
Логика педагогического исследования.
Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
Методологическая культура педагога.

III. Теория и методика воспитания
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Содержание нового социального заказа школе. Задачи воспитания.
Основные направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, интернациональное и др.
Соотношение понятий “воспитание” и “воспитательные процессы”. Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие. Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях. Логика воспитательного процесса.
Основные принципы и методы воспитания. Принципы воспитания как отражение воспитательного процесса. Система принципов воспитания: историко-педагогический анализ (принципы природосообразности, культуросообразности, дополнительности в воспитании, общественно-ценной целевой направленности воспитательного процесса, комплексности, связи с жизнью и др.).
Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе. Гуманизм как основа принципов воспитания.
Понятие о методах воспитания. Методы воспитания и их основные классификации.
Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.
Воспитательные системы и концепции воспитания. Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем.
Основные педагогические идеи учителей-новаторов (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова и др.). Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.Л. Щетинина, И.П. Иванова и др.
Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива. Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива. Стили педагогического управления детским коллективом.
Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
Воспитание культуры межнационального общения. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма, интернационализма, веротерпимости и толерантности.

IV. Теория обучения
Образовательный процесс. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Образовательный процесс и процесс обучения. Инновационные образовательные процессы.
Сущность, структура и функции процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Анализ современных дидактических концепций.
Закономерности и принципы обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса обучения.
Содержание образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Методы, формы и средства обучения. Понятие методов обучения. Классификации методов обучения. Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения.
Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
Средства обучения. Классификации средств обучения.
Система образовательных учреждений. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

V.История образования и педагогической мысли
История образования и педагогической мысли как область научного знания. Методологические основы исследования и проблема периодизации развития образования педагогической мысли. Источники историко-педагогических исследований.
Зарождение и развитие института образования и педагогической мысли. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов). Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.). Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Раздел II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

I. Педагогические технологии
Понятие педагогических технологий. Понятие “педагогическая технология” как категория педагогической науки. Вид педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.
Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
Технологии управления образовательным процессом. Технологии педагогического регулирования и коррекция образовательного процесса. Технологии контроля образовательного процесса.

II. Психолого-педагогический практикум

Психолого-педагогическая диагностика. Основные формы и методы психолого-педагогической диагностики. Анкетирование и тестирование. Диагностика ученического коллектива, уровня воспитанности и социальности учащихся. Освоение методов изучения результатов и организации педагогического процесса.

Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций. «Понятие педагогической ситуации». Особенности взаимодействия педагогов и учащихся. Этапы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Создание ситуаций а сотрудничеств педагога и учащихся. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
Технология постановки и решения педагогических задач. Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Их виды. Выделение условий задачи. Отработка навыков решения педагогических задач. Способы решения конфликтов в деятельности учителя.
Моделирование и конструирование педагогической деятельности. Формы и методы педагогической деятельности, их классификация и взаимосвязь. Отработка навыков целеполагания и планирования. Выбор форм и методов в зависимости от цели деятельности педагога. Освоение коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Понятие моделирования. Оценка эффективности применяемых форм и методов моделирования педагогической деятельности. Освоение способов, приемов контроля в педагогической деятельности.
Развитие интеллектуально-творческого коммуникационного потенциала учителя. Развитие творческих способностей. Необходимость и важность постоянного приобретения новых знаний. Интеллектуальный компонент деятельности учителя. Методики накопления профессионального педагогического опыта.
Развитие коммуникационного потенциала личности педагога. Коммуникативные умения и навыки. Методики формирования и развития коммуникативных умений и навыков  педагогов.
Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога. Роль положительного эмоционального состояния в мотивации профессиональной деятельности педагога.

Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С ОСНОВАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
I. Социальная педагогика
Социальная педагогика как наука и учебный предмет. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние. Социальное воспитание – объект социальной педагогики. Задачи и содержание курса социальной педагогики.
Социализация как социально-педагогическое явление. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также само изменения.
Сущность социализации и ее содержание. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: психологические, социально-психологические, социально-педагогические.
Составляющие процесса социализации, отличия воспитания от других составляющих.

Принципы социального воспитания. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Принцип диалогичности социального воспитания.

Сущность и критерии социализированности и воспитанности личности. Социализированность как результат социализации на определенном возрастном этапе.
Различные трактовки социализированности и воспитанности.
“Мобильный характер” социализированности в связи с изменениями в социальной жизни и судьбе человека.
Характеристики личности, способствующие успешной социализации.
Социальное воспитание в воспитательных организациях. Социальное воспитание в воспитательной организации как совокупность организации социального опыта ее членов, их образования и оказания им индивидуальной помощи.
Социальное воспитание в образовательных учреждениях.
Индивидуальная помощь в решении возрастных задач, в избежании и преодолении опасностей возраста; возрастной и индивидуальный подходы в жизнедеятельности воспитательной организации.
Создание локальной воспитательной системы: признаки воспитательной системы, этапы ее развития.

Социальное воспитание в семье. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания развития ребенка.

 

Далее