7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Введение в педагогическую деятельность

  1. Социальная ценность и гуманизм труда учителя.
  2. А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский о специфике педагогической деятельности.
  3. Социальная и профессиональная позиции педагога.
  4. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.
  5. Понятие педагогической деятельности и ее структура.
  6. Педагогическая деятельность как творчество.
  7. Творчество и новаторство.
  8. Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский о требованиях к личности учителя.
  9. Требования к личности учителя (по материалам нормативных и государственных документов).
  10. Мировоззрение и гражданская позиция педагога.
  11. Педагогический интерес и призвание учителя.
  12. Взаимосвязь педагогических способностей, такта и авторитета учителя.
  13. Академические способности и научная эрудиция педагога.
  14. Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский о педагогическом мастерстве.
  15. Конструктивная деятельность педагога.
  16. Организаторская деятельность педагога.
  17. Коммуникативная деятельность педагога.
  18. Рефлексивная (контрольно-оценочная) деятельность педагога.
  19. Роль самовоспитания в профессиональной подготовке педагога.
  20. Возможности развития профессионально значимых свойств и качеств будущего педагога.
  21. Основы научной организации труда студентов.
  22. Взаимосвязь самообразования и исследовательской функции педагога.

II. Общие основы педагогики

  1. Педагогика как наука. Ее социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики.
  2. Понятийно-категориальный аппарат педагогики.
  3. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками.
  4. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система.
  5. Структура педагогической науки, её ведущие отрасли.
  6. Человек как объект и субъект воспитания.
  7. Личность как педагогическая и психологическая категория.
  8. Источники и факторы развития личности. Наследственность, среда и воспитание. Социальная ситуация развития личности.
  9. Возраст как социокультурный феномен. Проблема возрастной периодизации.
  10.  Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
  11. Цель и задачи воспитания как педагогического процесса. Цель воспитания как отражение объективных потребностей общества и потребностей личности.
  12.  Методологии педагогической науки.
  13.  Научное исследование в педагогике. Логика педагогического исследования.
  14.  Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
  15. Методологическая культура педагога.
  16. Опыт педагогов-новаторов как продолжение и развитие прогрессивных идей педагогов-гуманистов прошлого.

III. Теория и методика воспитания

  1. Воспитание как социально-педагогический феномен.
  2. Иерархия целей и задач воспитания и образования.
  3. Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие.
  4. Принципы воспитания. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе.
  5. Понятие о методах воспитания. Основные классификации методов воспитания.
  6. Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.
  7. Развитие личности как педагогическая проблема.
  8. Основные факторы формирования личности.
  9. Формирование у школьников основ научного мировоззрения в научно-воспитательном процессе.
  10. Цели и задачи нравственного воспитания. Основные методы нравственного воспитания.
  11. Религиозное воспитание и религиозное просвещение: содержание и характерологические особенности. Основные принципы религиозного просвещения. Формы религиозного просвещения в современной школе.
  12. Цель эстетического воспитания. Основные источники и средства эстетического воспитания. Формы эстетического воспитания.
  13. Цели и задачи гражданского воспитания. Система гражданского воспитания. Формы гражданского воспитания в современной школе.
  14. Цель и задачи трудового воспитания. Педагогические условия эффективности трудового воспитания. Основные методы трудового воспитания и виды трудовой деятельности школьников.
  15. Цель и задачи физического воспитания. Содержание физического воспитания. Средства и формы физического воспитания.
  16. Цель и задачи полового воспитания. Функции полового воспитания. Основные модели полового воспитания.
  17. Основные проблемы семейного воспитания. Тенденции современного семейного воспитания. Прогрессивные традиции и обычаи в практике семейного воспитания.
  18. Формирование школьного коллектива. Условия и стадии развития коллектива.
  19. Сущность экономического образования и воспитания, его место в системе социального воспитания подрастающего поколения. Основные формы экономического образования и воспитания в школе.
  20. Цель и задачи умственного воспитания. Средства и педагогические приемы умственного воспитания. Формы умственного воспитания детей в семье и школе.
  21. Воспитательная работа с ''трудными'' детьми. Профилактика трудновоспитуемости.

IV. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

  1. Направления развития общего образования в России.
  2. Образовательная, развивающая и воспитательная функции общего образования.
  3. Принципы преемственности и обязательности общего образования.
  4. Образовательные системы.
  5. Состояние общего образования в России и за рубежом. Основные тенденции мирового развития общего образования.
  6. Цели общего образования.
  7. Концептуальные основы содержания общего образования.
  8. Научные основы интеграции знаний в содержании учебного материала.
  9. Логическая структура содержания учебного материала в учебниках.
  10. Психолого-педагогическая адаптация научного содержания образования к уровню образовательной готовности и возрастным возможностям учащихся.
  11. Учебник как дидактическая система.
  12. Типичные затруднения в усвоении учебного материала и способы их устра­нения.
  13. Государственный стандарт общего образования.
  14. Механизм процесса обучения и его движущие силы.
  15. Функции процесса обучения.
  16. Функциональные характеристики деятельности педагога в процессе обучения.
  17. Психолого-дидактические характеристики учебной деятельности.
  18. Взаимосвязь деятельности педагога и учащихся в процессе обучения.
  19. Гуманистическая направленность обучения как методологический принцип.
  20. Система дидактических принципов, их взаимодействие в процессе обучения.
  21. Закономерности развития процесса обучения.
  22. Процесс обучения как управление учебной деятельностью.
  23. Сущность и разновидности форм организации учебной деятельности.
  24. Сущность методов обучения.
  25. Классификация методов обучения.
  26. Дидактические критерии выбора эффективных методов обучения.
  27. Дидактическая регуляция решения учащимися учебных задач. Способы коррекции учебных действий при решении учебных задач.
  28. Учебные задачи и задания репродуктивного и творческого уровня.
  29. Диалоговые методы обучения, их функции и особенности конструирования.
  30. Виды дидактических бесед. Учебные дискуссии как способы обучения, их функции в развитии мышления учащихся и формировании толерантности поведения.
  31. Теоретические основы технологии развивающего обучения.
  32. Технология личностно-ориентированного обучения на основе гуманистиче­ского принципа.
  33. Психолого-дидактические условия реализации индивидуального подхода в обучении.
  34. Психолого-дидактические критерии построения дифференцированного обучения.
  35. Технология проблемного обучения.
  36. Технология дидактической игры. Ее образовательное значение.
  37. Технология программированного обучения. Виды программированного обучения.
  38. Технология педагогического контроля. Виды педагогического контроля.
  39. Инновационные методики и формы обучения.
  40. Современные проблемы дидактики.

V. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

        1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.
        2. Источники историко-педагогических исследований.
        3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
        4. Воспитание и школа в античном мире.
        5. Воспитание и образование в эпоху Средневековья.
        6. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
        7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века).
        8. Образование и педагогическая мысль в Европе и Америке в эпоху нового времени (XVII-XIX вв.).
        9. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов).
        10. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века.
        11. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века.
        12. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.).
        13. Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами.
        14. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.).
        15. Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
        16. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

VI. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

        1. Понятие «педагогическая технология» как категория педагогической науки.
        2. Виды педагогических технологий.
        3. Педагогические технологии и педагогические задачи. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
        4. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.
        5. Технологии контроля за образовательным процессом.

 

VII. Психолого-педагогический практикум

  1. Формы и методы психолого-педагогической диагностики.
  2. Понятие педагогической ситуации. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
  3. Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Технология постановки и решения педагогических задач.
  4. Моделирование и конструирование педагогической деятельности.
  5. Интеллектуальный компонент деятельности учителя. Методики накопления профессионального педагогического опыта.
  6. Коммуникативные умения и навыки педагога. Методики формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.

 

VIII. Социальная педагогика

     

    Назад Далее