7.3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Введение в педагогическую деятельность
- Педагогический труд как специфическое общественное явление.
- Профессиональные функции и профессиональные роли педагога.
- Основные виды педагогической деятельности.
- Коллективный характер педагогической деятельности.
- Творческая природа труда учителя.
- Профессионально-педагогическая направленность личности педагога.
- Педагогическое призвание и педагогические способности.
- Профессиональная этика педагога-психолога. Педагогический такт.
- Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования.
- Понятие и структура профессиональной компетентности педагога.
- Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного образования.
- Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.
II. Общие основы педагогики
- Педагогика как наука. Eе социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики.
- Понятийно-категориальный аппарат педагогики.
- Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками.
- Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система.
- Структура педагогической науки, её ведущие отрасли.
- Личность как педагогическая и психологическая категория.
- Источники и факторы развития личности.
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- Цель и задачи воспитания как педагогического процесса. Методологии педагогической науки.
- Научное исследование в педагогике.
- Логика педагогического исследования.
- Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
III. Теория и методика воспитания
- Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания.
- Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания.
- Соотношение понятий “воспитание” и “воспитательные процессы”. Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие.
- Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях. Логика воспитательного процесса.
- Принципы воспитания как отражение воспитательного процесса. Система принципов воспитания.
- Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе.
- Гуманизм как основа принципов воспитания.
- Понятие о методах воспитания. Методы воспитания и их основные классификации.
- Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.
- Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем.
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива.
- Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива.
- Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.
IV. Теория обучения
- Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
- Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- Закономерности обучения.
- Принципы обучения.
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса обучения.
- Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
- Понятие методов обучения. Классификации методов обучения.
- Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения.
- Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
- Средства обучения. Классификации средств обучения.
- Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
V. История образования и педагогической мысли
- Методологические основы исследования и проблема переодизации развития образования педагогической мысли.
- Источники историко-педагогических исследований.
- Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
- Воспитание и школа в античном мире.
- Воспитание и образование в эпоху Средневековья.
- Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века).
- Образование и педагогическая мысль в Европе и Америке в эпоху нового времени (XVII-XIX вв.).
- Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов).
- Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века.
- Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века.
- Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.).
- Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и вВторой мировыми войнами.
- Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.).
- Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
- Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
VI. Педагогические технологии
- Понятие “педагогическая технология” как категория педагогической науки.
- Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.
- Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач.
- Виды педагогических задач и их характеристика.
- Проектирование и процесс решения педагогических задач.
- Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.
- Технологии контроля за образовательным процессом.
VII. Психолого-педагогический практикум
- Формы и методы психолого-педагогической диагностики.
- Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
- Технология постановки и решения педагогических задач.
- Моделирование и конструирование педагогической деятельности.
- Технологии накопления профессионального педагогического опыта.
- Технологии формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.
- Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.
VIII. Социальная педагогика
- Социальная педагогика как учебный предмет. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.
- Социальное воспитание – объект социальной педагогики. Задачи и содержание курса социальной педагогики.
- Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность социализации и ее содержание.
- Возрастные этапы социализации.
- Факторы социализации и их типология.
- Средства и агенты социализации.
- Механизмы социализации.
- Составляющие процесса социализации, отличия воспитания от других составляющих.
- Социальное воспитание в воспитательной организации как совокупность организации социального опыта ее членов, их образования и оказания им индивидуальной помощи.
- Социальное воспитание в образовательных учреждениях.
- Индивидуальная помощь в решении возрастных задач, в избежании и преодолении опасностей возраста.
- Создание локальной воспитательной системы: признаки воспитательной системы, этапы ее развития.
- Социальное воспитание в семье.
- Принципы социального воспитания.
- Сущность и критерии социализированности и воспитанности личности.
IX. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
- Предмет коррекционной педагогики и специальной психологии. Их категориальный аппарат.
- Представления о биологических и культурных аспектах дефекта развития в концепции Л.С.Выготского.
- Классификация типов дизонтогенеза по Лебединскому.
- Компенсирующая направленность коррекционной деятельности. Представления о средствах компенсации Механизмы компенсации.
- Стратегии построения коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии.
- Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
- Профилактика как система мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в психофизическом развитии.
- Психологические особенности детей с нарушениями развития.
- Диагностика психического развития детей с разными формами дизонтогенеза.
- Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения.
- Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков.
- Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательной школе.
- Психолого-медико-педагогическая консультация, ее роль в предупреждении и коррекции отклонений в развитии.
- Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.
X. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
- Государственно-общественный характер управления системы образования.
- Демократизация и гуманизация как основной путь обновления школы.
- Основные направления преобразования системы образования.
- Особенности школы как социально-педагогической системы.
- Роль целеполагания в управлении школой.
- Общая характеристика функции управления.
- Создание системы внутри школьной информации.
- Виды педагогической информации. Требования, предъявляемые к педагогической информации.
- Аналитическая деятельность руководителя школы.
- Принципы и методы педагогического анализа.
- Виды и этапы педагогического анализа.
- Характеристика планирования как функции управления, его связь с другими функциями управления.
- Виды планов. Годовой план работы школы.
- Сущность и цели организации в управленческой деятельности.
- Принципы и методы организаторской деятельности руководителя школы.
- Педагогический совет как коллегиальный орган управления.
- Регулирование как функция управления.
- Демократизация регулирующей деятельности.
- Роль и место контроля в управленческом цикле.
- Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
- Специфика менеджмента в образовании.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям: 030100 Информатика, 030600 Технология и предпринимательство, 030800 Изобразительное искусство, 032100 Математика, 032200 Физика, 032300 Химия, 032400 Биология, 032500 География, 032600 История, 032900 Русский язык и литература, 033000 Родной язык и литература, 033100 Физическая культура, 033200 Иностранный язык.
Программу составили:
Сластенин В. А. академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, МПГУ
Андреева И. Н. доктор педагогических наук, профессор, МПГУ
Левина М. М. доктор педагогических наук, профессор, МПГУ
Мудрик А. В. доктор педагогических наук профессор, МПГУ
Пряникова В. Г. доктор педагогических наук, профессор, МПГУ
Гусева В. М. кандидат педагогических наук, доцент, МПГУ
Пустовойтов В. В. кандидат педагогических наук, доцент. МПГУ
Шиян О. А. кандидат педагогических наук, доцент, МПГУ
Программа одобрена на заседании учебно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии УМО по специальностям педагогического образования от 13. 11. 2000 г. протокол №3.
Председатель Совета УМО
по специальностям
педагогического образования,
ректор МПГУ, член–корр. РАН,
академик РАО В.Л. Матросов
Назад