4. Содержание дисциплины

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Для специальности 050202 – Информатика
(очная форма обучения)


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия, семинары

Самостоятельная работа

11.

Введение в педагогическую профессию

7

4

15

I2.

Общие основы педагогики

8

6

25

I3.

Теория обучения

6

8

30

I4.

Теория и методика воспитания

4

7

30

55.

История педагогики и образования

4

2

20

26.

Социальная педагогика

6

2

15

77.

Педагогические технологии

5

6

15

I8.

Управление образовательными системами

6

4

15

39.

Психолого-педагогический практикум

 

8

20

110.

Нормативно-правовое обеспечение образования

4

3

15

 

Для специальности: 050502 – Технология и предпринимательство
(заочная форма обучения)


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия, семинары

Самостоятельная работа

11.

Введение в педагогическую профессию

1

 

20

I2.

Общие основы педагогики

1

 

30

I3.

Теория обучения

3

 

35

I4.

Теория и методика воспитания

3

 

35

55.

История педагогики и образования

 

4

30

26.

Социальная педагогика

1

2

25

77.

Педагогические технологии

1

2

25

I8.

Управление образовательными системами

2

 

25

39.

Психолого-педагогический практикум

 

4

25

110.

Нормативно-правовое обеспечение образования

 

2

24

Для специальности: 050301 – Русский язык и литература
(заочная форма обучения)


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия, семинары

Самостоятельная работа

11.

Введение в педагогическую профессию

1

 

20

I2.

Общие основы педагогики

1

 

30

I3.

Теория обучения

1

1

35

I4.

Теория и методика воспитания

1

1

30

55.

История педагогики и образования

2

2

25

26.

Социальная педагогика

4

2

20

77.

Педагогические технологии

2

2

20

I8.

Управление образовательными системами

2

 

20

39.

Психолого-педагогический практикум

 

2

20

110.

Нормативно-правовое обеспечение образования

2

 

24

 

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Введениев педагогическую деятельность.

Общая характеристика педагогической профессии.Возникновение и развитие педагогической профессии. Возрастание социальной значимости и педагогической деятельности в современном обществе.

Социально и профессионально обусловленные функции педагога.
Основные виды педагогической деятельности.
Структура и содержание педагогической деятельности. Педагогический труд как специфическое общественное явление.
Коллективный характер педагогической деятельности.
Творческая природа труда учителя.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности педа­гога, познавательная и коммуникативная активность педагога. Педагогическое призвание и педагогические способности, психологические основы формирования профессионально значимых качеств личности педагога. Профессиональная этика педагога. Педагогический такт. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования. Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога.
Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога-психолога. Структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога.
Профессиональная подготовка педагогических кадров. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования.
Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога. Психолого-педагогические основы процесса профессионального самовоспитания в становлении педагогического мастерства.

2. Общие основы педагогики

Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика как наука, ее объект. Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образовательный процесс, самовоспитание, обучение, образование, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность.
Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками (с философией, психологией, биологией, антропологией, экономическими науками, социологией и др.) и ее структура (общая, возрастная, коррекционная педагогика, частные методики, история педагогики и образования, отраслевая педагогика). Новые отрасти педагогики (сравнительная, социальная).
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как социальное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Методология педагогики и методы педагогических исследований.Понятие о методологии науки. Методологии педагогической науки. Структура методологического знания: фило­софский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.
Логика педагогического исследования.
Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
Методологическая культура педагога.

3. Теория обучения
Образовательный процесс. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Образовательный процесс и процесс обучения. Инновационные образовательные процессы.
Сущность, структура и функции процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Анализ современных дидактических концепций.
Закономерности и принципы обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса обучения.
Содержание образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Методы, формы и средства обучения. Понятие методов обучения. Классификации методов обучения. Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения.
Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
Средства обучения. Классификации средств обучения.
Система образовательных учреждений.Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

4. Теория и методика воспитания
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Содержание нового социального заказа школе. Задачи воспитания.
Основные направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, интернациональное и др.

 

Назад Далее