4. Содержание дисциплины
4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
Для специальности 050202 – Информатика
(очная форма обучения)
№ п/п |
Разделы дисциплины |
Лекции |
Практические занятия, семинары |
Самостоятельная работа |
11. |
Введение в педагогическую профессию |
7 |
4 |
15 |
I2. |
Общие основы педагогики |
8 |
6 |
25 |
I3. |
Теория обучения |
6 |
8 |
30 |
I4. |
Теория и методика воспитания |
4 |
7 |
30 |
55. |
История педагогики и образования |
4 |
2 |
20 |
26. |
Социальная педагогика |
6 |
2 |
15 |
77. |
Педагогические технологии |
5 |
6 |
15 |
I8. |
Управление образовательными системами |
6 |
4 |
15 |
39. |
Психолого-педагогический практикум |
|
8 |
20 |
110. |
Нормативно-правовое обеспечение образования |
4 |
3 |
15 |
Для специальности: 050502 – Технология и предпринимательство
(заочная форма обучения)
№ п/п |
Разделы дисциплины |
Лекции |
Практические занятия, семинары |
Самостоятельная работа |
11. |
Введение в педагогическую профессию |
1 |
|
20 |
I2. |
Общие основы педагогики |
1 |
|
30 |
I3. |
Теория обучения |
3 |
|
35 |
I4. |
Теория и методика воспитания |
3 |
|
35 |
55. |
История педагогики и образования |
|
4 |
30 |
26. |
Социальная педагогика |
1 |
2 |
25 |
77. |
Педагогические технологии |
1 |
2 |
25 |
I8. |
Управление образовательными системами |
2 |
|
25 |
39. |
Психолого-педагогический практикум |
|
4 |
25 |
110. |
Нормативно-правовое обеспечение образования |
|
2 |
24 |
Для специальности: 050301 – Русский язык и литература
(заочная форма обучения)
№ п/п |
Разделы дисциплины |
Лекции |
Практические занятия, семинары |
Самостоятельная работа |
11. |
Введение в педагогическую профессию |
1 |
|
20 |
I2. |
Общие основы педагогики |
1 |
|
30 |
I3. |
Теория обучения |
1 |
1 |
35 |
I4. |
Теория и методика воспитания |
1 |
1 |
30 |
55. |
История педагогики и образования |
2 |
2 |
25 |
26. |
Социальная педагогика |
4 |
2 |
20 |
77. |
Педагогические технологии |
2 |
2 |
20 |
I8. |
Управление образовательными системами |
2 |
|
20 |
39. |
Психолого-педагогический практикум |
|
2 |
20 |
110. |
Нормативно-правовое обеспечение образования |
2 |
|
24 |
1. Введениев педагогическую деятельность.
Социально и профессионально обусловленные функции педагога.
Основные виды педагогической деятельности.
Структура и содержание педагогической деятельности. Педагогический труд как специфическое общественное явление.
Коллективный характер педагогической деятельности.
Творческая природа труда учителя.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога, познавательная и коммуникативная активность педагога. Педагогическое призвание и педагогические способности, психологические основы формирования профессионально значимых качеств личности педагога. Профессиональная этика педагога. Педагогический такт. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования. Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога.
Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога-психолога. Структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога.
Профессиональная подготовка педагогических кадров. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования.
Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога. Психолого-педагогические основы процесса профессионального самовоспитания в становлении педагогического мастерства.
Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика как наука, ее объект. Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: образовательный процесс, самовоспитание, обучение, образование, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность.
Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками (с философией, психологией, биологией, антропологией, экономическими науками, социологией и др.) и ее структура (общая, возрастная, коррекционная педагогика, частные методики, история педагогики и образования, отраслевая педагогика). Новые отрасти педагогики (сравнительная, социальная).
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как социальное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Методология педагогики и методы педагогических исследований.Понятие о методологии науки. Методологии педагогической науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.
Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.
Логика педагогического исследования.
Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
Методологическая культура педагога.
3. Теория обучения
Образовательный процесс. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Образовательный процесс и процесс обучения. Инновационные образовательные процессы.
Сущность, структура и функции процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Анализ современных дидактических концепций.
Закономерности и принципы обучения. Закономерности обучения. Принципы обучения. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса обучения.
Содержание образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Методы, формы и средства обучения. Понятие методов обучения. Классификации методов обучения. Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения.
Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
Средства обучения. Классификации средств обучения.
Система образовательных учреждений.Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
4. Теория и методика воспитания
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Содержание нового социального заказа школе. Задачи воспитания.
Основные направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, интернациональное и др.