9. Психолого-педагогический практикум
Психолого-педагогическая диагностика. Основные формы и методы психолого-педагогической диагностики. Анкетирование и тестирование. Диагностика ученического коллектива, уровня воспитанности и социальности учащихся. Освоение методов изучения результатов и организации педагогического процесса.
Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций. «Понятие педагогической ситуации». Особенности взаимодействия педагогов и учащихся. Этапы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Создание ситуаций а сотрудничеств педагога и учащихся. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
Технология постановки и решения педагогических задач. Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Их виды. Выделение условий задачи. Отработка навыков решения педагогических задач. Способы решения конфликтов в деятельности учителя.
Моделирование и конструирование педагогической деятельности. Формы и методы педагогической деятельности, их классификация и взаимосвязь. Отработка навыков целеполагания и планирования. Выбор форм и методов в зависимости от цели деятельности педагога. Освоение коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Понятие моделирования. Оценка эффективности применяемых форм и методов моделирования педагогической деятельности. Освоение способов, приемов контроля в педагогической деятельности.
Развитие интеллектуально-творческого коммуникационного потенциала учителя. Развитие творческих способностей. Необходимость и важность постоянного приобретения новых знаний. Интеллектуальный компонент деятельности учителя. Методики накопления профессионального педагогического опыта.
Развитие коммуникационного потенциала личности педагога.Коммуникативные умения и навыки. Методики формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.
Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.Роль положительного эмоционального состояния в мотивации профессиональной деятельности педагога.
10. Нормативно-правовое обеспечение образования.
Нормативно-правовое обеспечение образования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.
Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.
Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.
4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
- Психолого-педагогическая диагностика.
- Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций.
- Технология постановки и решения педагогических задач.
- Моделирование и конструирование педагогической деятельности.
- Развитие интеллектуально-творческого коммуникационного потенциала учителя.
- Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.
5. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основная:
- Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник. - М.: Питер, 2003.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Владос, 2003.
- Подласый И.П. Педагогика. Кн.1, 2. - М.: Владос, 2003.
- Сластенин В.А. Педагогика. -М.: Академия, 2003.
- Сластенин В.А. Исаев Педагогика. - М: Пресса, 2004.
- Смирнов С.А. Педагогика. - М: Академия, 2003.
- Столяренко Л.Д. Педагогика.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
Дополнительная:
- Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1984 .
- Алексин А. Школа - прежде всего учитель. - М., 1991.
- Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. - М., 1992.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. - М., 1994.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М., 1965 (требуется переиздание).
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. - М., 1990.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
- Кождаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. - М., 1993.
- Кождаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М.,1994.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности. - Л.: 1967.
- Макаренко А.С. Мои педагогические воззрения//Соч., - т. 5 (требуется переиздание).
- Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта//Соч., — т. 5 (требуется переиздание).
- Макаренко А.С. Педагогическая поэм //Соч., - т. 1. 31 .Макаренко А. С. О моем опыте//Соч.: В 7 томах – т. 5 (требуется переиздание).
- Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность//Соч.,-т. 5 (требуется переиздание).
- Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе//Соч., - т. 4. 34-Мудрик А.В. учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986 (требуется переиздание).
- Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991.
- Новое педагогическое мышление //Под редакцией Петровского А.В. - М.,1990.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
- Основы педагогического мастерства. - М., 1989.
- Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. - М., 1952 (требуется переиздание).
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором средней школы //Изб. пед. соч. - М.,1981 (требуется переиздание).
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю //Изб. произв.: В 5 томах - т. 2 (требуется переиздание).
- Формирование профессиональной культуры учителя//Под ред. Сластенина. В.А. - М., 1993.
- Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М.,1994.
2. Общие основы педагогики
Основная:
- Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник. - М.: Питер, 2003.
- Подласый И.П. Педагогика. Кн.1, 2. - М.: Владос, 2003.
- Сластенин В.А. Педагогика. -М.: Академия, 2003.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Педагогика. - М: Пресса, 2004.
- Смирнов С.А. Педагогика. - М: Академия, 2003.
- Столяренко Л.Д. Педагогика.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. - Красноярск, 2003. Доп. Мин.обр.
Дополнительная:
- Андреев В.И. Педагогика. - М., 2000.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - Л., 1992.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.,1995.
- Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1998.
- Подласый И.П. Педагогика. - М.,1996.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1997.
- Сластенин В.Л., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 1996.
- Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.
- Слуцкий В.Н. Элементарная педагогика. - М., 1992.
3. Теория обучения
Основная:
- Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учебник. - М.: Питер, 2003.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Владос, 2003.
- Подласый И.П. Педагогика. Кн.1, 2. - М.: Владос, 2003.
- Сластенин В.А. Педагогика. -М.: Академия, 2003.
- Сластенин В.А. Исаев Педагогика. - М: Пресса, 2004.
- Смирнов С.А. Педагогика. - М: Академия, 2003.
- Столяренко Л.Д. Педагогика.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
Дополнительная:
- Андреев В. И. Педагогика. М., 2000.
- Балл Г.А. Теория учебных задач. М., 1990.
- Беспалько В.П. Теория учебника. М., 1988 (требуется переиздание).
- Библер B.C. Книга для учителя. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988 (требуется переиздание).
- Гессен С.И. Основы педагогики (введение в прикладную философию). М., 1995.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. С.Пб., 1992.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М., 1998.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь./Изб. труды М., 1990.
- Ильясов И.И., Галатенко И.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Киселев А.Д., Шариков В.Д., Поляков В.А., Док Ю.И. 12-летняя школа: - структура, содержание, перспективы.//Известия Российской академии образования №4, 1999.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
- Крючкова Е.А. О природе педагогических средств в системе личностно развивающего образования//Известия РАО, №3, 1999.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
- Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998.
- Левина М.М. Эвристические приемы в деятельности педагога//Магистр №3, 2000.
- Леднев B.C. Содержание образования. Сущность, структура перспектива. М.,1991.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., 1987 (требуется переиздание).
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1971 требуется переиздание).
- Машбиц Е.И. Психологические основы учебной деятельностьи. Киев, 1987 (требуется переиздание).
- Махмудов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975 (требуется переиздание).
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Оконь О.В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
- Педагогика. /Под ред. Пидкасистого. П.И. М., 1998.
- Педагогический поиск/Сост. И.Н.Баженова. М., 1990.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе/Под ред. Т.И.Шамовой, П.И.Третьякова, М., 1994.
- Подласый Педагогика. И. П. М., 1996.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 1998.
- Серков В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии. Волгоград, 1994.
- Сластенин В.А., Исаев И.О., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1997.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975 (требуется переиздание).
- Хитина Л.Г. Психологическая основа урока. М., 1997.
- Фридман Л.М. Психодидактика. М., 1998.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.
- Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988 (требуется переизданиеЯкунин В.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М., 1977 (требуется переиздание).
Назад Далее