7.3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1.Введение в педагогическую деятельность
- Педагогический труд как специфическое общественное явление.
- Профессиональные функции и профессиональные роли педагога.
- Основные виды педагогической деятельности.
- Коллективный характер педагогической деятельности.
- Творческая природа труда учителя.
- Профессионально-педагогическая направленность личности педагога.
- Педагогическое призвание и педагогические способности.
- Профессиональная этика педагога-психолога. Педагогический такт.
- Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования.
- Понятие и структура профессиональной компетентности педагога.
- Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного образования.
- Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.
2. Общие основы педагогики
- Педагогика как наука. Eе социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики.
- Понятийно-категориальный аппарат педагогики.
- Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками.
- Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система.
- Структура педагогической науки, её ведущие отрасли.
- Личность как педагогическая и психологическая категория.
- Источники и факторы развития личности.
- Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- Цель и задачи воспитания как педагогического процесса. Методологии педагогической науки.
- Научное исследование в педагогике.
- Логика педагогического исследования.
- Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
3. Теория обучения
- Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
- Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- Закономерности обучения.
- Принципы обучения.
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса обучения.
- Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
- Понятие методов обучения. Классификации методов обучения.
- Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения.
- Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
- Средства обучения. Классификации средств обучения.
- Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
4. Теория и методика воспитания
- Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания.
- Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания.
- Соотношение понятий “воспитание” и “воспитательные процессы”. Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие.
- Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях. Логика воспитательного процесса.
- Принципы воспитания как отражение воспитательного процесса. Система принципов воспитания.
- Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе.
- Гуманизм как основа принципов воспитания.
- Понятие о методах воспитания. Методы воспитания и их основные классификации.
- Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.
- Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем.
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива.
- Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива.
- Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.
5. История педагогики и образования
- Методологические основы исследования и проблема переодизации развития образования педагогической мысли.
- Источники историко-педагогических исследований.
- Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
- Воспитание и школа в античном мире.
- Воспитание и образование в эпоху Средневековья.
- Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века).
- Образование и педагогическая мысль в Европе и Америке в эпоху нового времени (XVII-XIX вв.).
- Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов).
- Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века.
- Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века.
- Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.).
- Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и вВторой мировыми войнами.
- Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.).
- Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
- Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
6. Социальная педагогика
- Социальная педагогика как учебный предмет. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.
- Социальное воспитание – объект социальной педагогики. Задачи и содержание курса социальной педагогики.
- Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность социализации и ее содержание.
- Возрастные этапы социализации.
- Факторы социализации и их типология.
- Средства и агенты социализации.
- Механизмы социализации.
- Составляющие процесса социализации, отличия воспитания от других составляющих.
- Социальное воспитание в воспитательной организации как совокупность организации социального опыта ее членов, их образования и оказания им индивидуальной помощи.
- Социальное воспитание в образовательных учреждениях.
- Индивидуальная помощь в решении возрастных задач, в избежании и преодолении опасностей возраста.
- Создание локальной воспитательной системы: признаки воспитательной системы, этапы ее развития.
- Социальное воспитание в семье.
- Принципы социального воспитания.
- Сущность и критерии социализированности и воспитанности личности.
7. Педагогические технологии
- Понятие “педагогическая технология” как категория педагогической науки.
- Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.
- Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач.
- Виды педагогических задач и их характеристика.
- Проектирование и процесс решения педагогических задач.
- Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.
- Технологии контроля за образовательным процессом.
8. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
- Государственно-общественный характер управления системы образования.
- Демократизация и гуманизация как основной путь обновления школы.
- Основные направления преобразования системы образования.
- Особенности школы как социально-педагогической системы.
- Роль целеполагания в управлении школой.
- Общая характеристика функции управления.
- Создание системы внутри школьной информации.
- Виды педагогической информации. Требования, предъявляемые к педагогической информации.
- Аналитическая деятельность руководителя школы.
- Принципы и методы педагогического анализа.
- Виды и этапы педагогического анализа.
- Характеристика планирования как функции управления, его связь с другими функциями управления.
- Виды планов. Годовой план работы школы.
- Сущность и цели организации в управленческой деятельности.
- Принципы и методы организаторской деятельности руководителя школы.
- Педагогический совет как коллегиальный орган управления.
- Регулирование как функция управления.
- Демократизация регулирующей деятельности.
- Роль и место контроля в управленческом цикле.
- Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
- Специфика менеджмента в образовании.
9. Психолого-педагогический практикум
- Формы и методы психолого-педагогической диагностики.
- Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
- Технология постановки и решения педагогических задач.
- Моделирование и конструирование педагогической деятельности.
- Технологии накопления профессионального педагогического опыта.
- Технологии формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.
- Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.
10. нормативно-правовое обеспечение образования
- Законодательство, регулирующее отношения в области образования.
- Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.
- Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.
- Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования.
- Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования.
- Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федераци.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям: (050202) Информатика, (050502) Технология и предпринимательство, (032900) Русский язык и литература
Назад