7.3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1.Введение в педагогическую деятельность

  1. Педагогический труд как специфическое общественное явление.
  2. Профессиональные функции и профессиональные роли педагога.
  3. Основные виды педагогической деятельности.
  4. Коллективный характер педагогической деятельности.
  5. Творческая природа труда учителя.
  6. Профессионально-педагогическая направленность личности педа­гога.
  7. Педагогическое призвание и педагогические способности.
  8. Профессиональная этика педагога-психолога. Педагогический такт.
  9. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования.
  10. Понятие и структура профессиональной  компетентности педагога.
  11. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного образования.
  12. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.

2. Общие основы педагогики

  1. Педагогика как наука. Eе социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики.
  2. Понятийно-категориальный аппарат педагогики.
  3. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками.
  4. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система.
  5. Структура педагогической науки, её ведущие отрасли.
  6. Личность как педагогическая и психологическая категория.
  7. Источники и факторы развития личности.
  8. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
  9. Цель и задачи воспитания как педагогического процесса. Методологии педагогической науки.
  10. Научное исследование в педагогике.
  11.  Логика педагогического исследования.
  12. Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.

3. Теория обучения

              1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
              2. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
              3. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
              4. Закономерности обучения.
              5. Принципы обучения.
              6. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса обучения.
              7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
              8. Понятие методов обучения. Классификации методов обучения.
              9. Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения.
              10. Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
              11. Средства обучения. Классификации средств обучения.
              12. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

4. Теория и методика воспитания

        1. Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания.
        2. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания.
        3. Соотношение понятий “воспитание” и “воспитательные процессы”. Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие.
        4. Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях. Логика воспитательного процесса.
        5. Принципы воспитания как отражение воспитательного процесса. Система принципов воспитания.
        6.  Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе.
        7. Гуманизм как основа принципов воспитания.
        8. Понятие о методах воспитания. Методы воспитания и их основные классификации.
        9. Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.
        10. Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем.
        11. Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива.
        12. Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива.
        13. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.

5. История педагогики и образования

        1. Методологические основы исследования и проблема переодизации развития образования педагогической мысли.
        2. Источники историко-педагогических исследований.
        3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
        4. Воспитание и школа в античном мире.
        5. Воспитание и образование в эпоху Средневековья.
        6. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
        7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века).
        8. Образование и педагогическая мысль в Европе и Америке в эпоху нового времени (XVII-XIX вв.).
        9. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов).
        10. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века.
        11. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века.
        12. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.).
        13. Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и вВторой мировыми войнами.
        14. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.).
        15. Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
        16. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

6. Социальная педагогика

        1. Социальная педагогика как учебный предмет. Возникновение социальной педагогики как отрасли знания, ее становление и современное состояние.
        2. Социальное воспитание – объект социальной педагогики. Задачи и содержание курса социальной педагогики.
        3. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность социализации и ее содержание.
        4. Возрастные этапы социализации.
        5. Факторы социализации и их типология.
        6. Средства и агенты социализации.
        7. Механизмы социализации.
        8. Составляющие процесса социализации, отличия воспитания от других составляющих.
        9. Социальное воспитание в воспитательной организации как совокупность организации социального опыта ее членов, их образования и оказания им индивидуальной помощи.
        10. Социальное воспитание в образовательных учреждениях.
        11. Индивидуальная помощь в решении возрастных задач, в избежании и преодолении опасностей возраста.
        12. Создание локальной воспитательной системы: признаки воспитательной системы, этапы ее развития.
        13. Социальное воспитание в семье.
        14. Принципы социального воспитания.
        15. Сущность и критерии социализированности и  воспитанности личности.

7. Педагогические технологии

              1. Понятие “педагогическая технология” как категория педагогической науки.
              2. Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.
              3. Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач.
              4. Виды педагогических задач и их характеристика.
              5. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
              6. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.
              7. Технологии контроля за образовательным процессом.

8. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

  1. Государственно-общественный характер управления системы образования.
  2. Демократизация и гуманизация как основной путь обновления школы.
  3. Основные направления преобразования системы образования.
  4. Особенности школы как социально-педагогической системы.
  5. Роль целеполагания в управлении школой.
  6. Общая характеристика функции управления.
  7. Создание системы внутри школьной информации.
  8. Виды педагогической информации. Требования, предъявляемые к педагогической информации.
  9. Аналитическая деятельность руководителя школы.
  10. Принципы и методы педагогического анализа.
  11. Виды и этапы педагогического анализа.
  12. Характеристика планирования как функции управления, его связь с другими функциями управления.
  13. Виды планов. Годовой план работы школы.
  14. Сущность и цели организации в управленческой деятельности.
  15. Принципы и методы организаторской деятельности руководителя школы.
  16. Педагогический совет как коллегиальный орган управления.
  17. Регулирование как функция управления.
  18. Демократизация регулирующей деятельности.
  19. Роль и место контроля в управленческом цикле.
  20. Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
  21. Специфика менеджмента в образовании.

9. Психолого-педагогический практикум

  1. Формы и методы психолого-педагогической диагностики.
  2. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
  3. Технология постановки и решения педагогических задач.
  4. Моделирование и конструирование педагогической деятельности.
  5. Технологии накопления профессионального педагогического опыта.
  6. Технологии формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.
  7. Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.

10. нормативно-правовое обеспечение образования

  1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования.
  2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.
  3. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.
  4. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования.
  5. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования.
  6. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федераци.

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям: (050202) Информатика, (050502) Технология и предпринимательство, (032900) Русский язык и литература

 

Назад