Федеральное агентство по образованию
Филиал ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске
Методические рекомендации для студентов
по дисциплине Педагогика
Красноярск – Канск
2007
Дисциплина «Педагогика» изучается в течение одного семестра по специальностям 050502 Технология и предпринимательство и 050301Русский язык и литература ( заочная форма обучения). Студенты обучающиеся по специальности 050202 Информатика (очная форма обучения) изучают данную дисциплину в течение 5 семестров.
Основными видами учебной деятельности при изучении данной дисциплины являются: лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа студента.
Таблицы 1 и 2 дают представление о распределении общей трудоемкости дисциплины по видам учебной деятельности.
Таблица 1.
для специальности 050202 Информатика
(очная форма обучения)
Дисциплина |
Общая трудоемкость |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
||
Всего |
Лекции |
практические занятия (семинары) |
|||
Педагогика |
72 часа |
100 часов |
50 часов |
50 часов |
200 часов |
Таблица 2.
для специальности 050502 Технология и предпринимательство
для специальности 050301Русский язык и литература
(заочная форма обучения)
Дисциплина |
Общая трудоемкость |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
||
Всего |
Лекции |
практические занятия (семинары) |
|||
Педагогика |
300 часов |
26 часов |
12 часов |
14 часов |
274 часа |
Лекции являются одним из основных видов учебной деятельности в вузе, на которых преподавателем излагается содержание теоретического курса дисциплины. Рекомендуется конспектировать материал лекций.
На семинарских занятиях происходит закрепление изученного теоретического материала и формирование профессиональных умений и навыков. Под руководством преподавателя студенты должны решить ряд задач и выполнить несколько самостоятельных работ. Кроме того, на семинарских занятиях заслушиваются доклады студентов по темам теоретического курса, вынесенных для самостоятельного изучения.
Посещение студентами лекционных и семинарских занятий является обязательным.
С содержанием лекционных и семинарских занятий можно познакомиться в Рабочей модульной программе дисциплины .
Как видно из Таблиц 1,2 большую часть времени при изучении дисциплины занимает внеаудиторная самостоятельная работа студента: самостоятельное изучение рекомендованной литературы, подготовка докладов, рефератов, выполнение самостоятельной работы.
Формы и содержание самостоятельной работы, сроки выполнения, формы ее контроля приведены в Карте самостоятельной работы студента по дисциплине, которая является планом-графиком самостоятельной работы.
Список основной и дополнительной литературы, рекомендованной для самостоятельного изучения по дисциплине, приведен в Рабочей модульной программе дисциплины и Карте литературного обеспечения дисциплины.
Темы теоретического курса, вынесенные для самостоятельного изучения, и которые могут использоваться для подготовки докладов, приведены в Рабочей модульной программе дисциплины и Перечне вопросов для самостоятельной работы по дисциплине , а так же Рабочей тетради адресованной студентам, обучающимся по заочной форме обучения.
Примерные темы для написания рефератов приведены в Рабочей модульной программе дисциплины и Тематике рефератов по дисциплине Основы специальной педагогики и психологии.
В качестве дополнительных учебных материалов к УМКД прилагаются два СD-диска, которые можно использовать для самостоятельной подготовки:
1. «Электронная библиотека по дисциплине» – содержит 21 книгу в форматах djvu и pdf, а так же электронные образовательные ресурсы.
2. «Мультимедиа ресурсы» – содержат презентации к лекциям и семинарским занятиям.
Образовательный процесс по дисциплине организован в соответствии с модульно-рейтинговой системой подготовки студентов, принятой в университете .
Модульно-рейтинговая системой (МРС) – система организации процесса освоения дисциплин, основанная на модульном построении учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов с помощью контроля результатов обучения по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом.
Данная дисциплина состоит из трех дисциплинарных модулей: двух базовых и одного итогового.
Базовый модуль – это часть учебной дисциплины, содержащая ряд основных тем или разделов дисциплины. Содержание данной дисциплины разбито на 10 базовых модулей: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания», «История педагогики и образования», «Социальная педагогика», «Педагогические технологии», «Управление образовательными системами», «Психолого-педагогический практикум». «Нормативно-правовое обеспечение образования»
С содержанием учебного материала, изучаемого в каждом базовом модуле, можно познакомиться в Рабочей модульной программе дисциплины.
Итоговый модуль – это часть учебной дисциплины, отводимая на аттестацию в целом по дисциплине.
Результаты всех видов учебной деятельности студентов оцениваются рейтинговыми баллами. Формы текущей работы и рейтинг-контроля в каждом дисциплинарном модуле, количество баллов как по дисциплине в целом, так и по отдельным формам работы и рейтинг-контроля указаны в Технологической карте дисциплины. В каждом модуле определено минимальное и максимальное количество баллов. Сумма максимальных баллов по всем модулям равняется 100%-ному усвоению материала. Минимальное количество баллов в каждом модуле является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях, за исключением ситуации, когда минимальное количество баллов по модулю определено как нулевое. В этом случае модуль является необязательным для изучения и общее количество баллов может быть набрано за счет других модулей. Дисциплинарный модуль считается изученным, если студент набрал количество баллов в рамках установленного диапазона. Для получения оценки «зачтено» необходимо набрать не менее 60 баллов, предусмотренных по дисциплине (при условии набора всех обязательных минимальных баллов по каждому дисциплинарному модулю).
Рейтинг по дисциплине – это интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности студента по дисциплине, включающей:
- рейтинг-контроль текущей работы;
- промежуточный рейтинг-контроль;
- итоговый рейтинг-контроль.
Рейтинг-контроль текущей работы выполняется в ходе аудиторных занятий по текущему базовому модулю в следующих формах: сдача работ для аудиторной и самостоятельной работы, рефератов, выступление с докладами по темам, изучаемым самостоятельно.
Промежуточный рейтинг-контроль – это проверка полноты знаний по освоенному материалу текущего базового модуля. Он проводится в конце изучения каждого базового модуля в форме контрольных заданий без прерывания учебного процесса по другим дисциплинам.
Итоговый рейтинг-контроль является итоговой аттестацией по дисциплине, которая проводится в рамках итогового модуля в форме зачета в конце четвертого семестра до начала сессии. Для подготовки к зачету используйте Вопросы к зачету, которые также приведены в Рабочей модульной программе дисциплины.
Преподаватель имеет право по своему усмотрению добавлять студенту определенное количество баллов (но не более 5 % от общего количества), в каждом дисциплинарном модуле:
- за активность на занятиях;
- за выступление с докладом на научной конференции;
- за научную публикацию;
- за иные учебные или научные достижения.
Студент, не набравший минимального количества баллов по текущей и промежуточной аттестациям в пределах первого базового модуля, допускается к изучению следующего базового модуля. Ему предоставляется возможность добора баллов в течение двух последующих недель (следующих за промежуточным рейтинг-контролем) на ликвидацию задолженностей.
Студентам, которые не смогли набрать промежуточный рейтинг или рейтинг по дисциплине в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (документально подтвержденным соответствующим учреждением), декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи.
Если после этого срока задолженность по неуважительным причинам сохраняется, то назначается комиссия по приему академических задолженностей с обязательным участием заведующего кафедрой и декана (его заместителя). По решению комиссии неуспевающие студенты по представлению декана отчисляются приказом ректора из университета за невыполнение учебного графика.
В особых случаях декан имеет право установить другие сроки ликвидации студентами академических задолженностей.
Неявка студента на итоговый или промежуточный рейтинг-контроль отмечается в рейтинг-листе записью «не явился». Если неявка произошла по уважительной причине (подтверждена документально), деканат имеет право разрешить прохождение рейтинг-контроля в другие сроки. При неуважительной причине неявки в статистических данных деканата проставляется «0» баллов, и студент считается задолжником по данной дисциплине.