Перечень вопросов для самостоятельной работы
по дисциплине ПЕДАГОГИКА

  1. Введение в педагогическую деятельность

Общие основы педагогики

  1. Социальная ценность и гуманизм труда учителя.
  2. Социальная и профессиональная позиции педагога.
  3. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися.
  4. Понятие педагогической деятельности и ее структура.
  5. Творчество и новаторство.
  6. Требования к личности учителя (по материалам нормативных и государственных документов).
  7. Взаимосвязь педагогических способностей, такта и авторитета учителя.
  8. Академические способности и научная эрудиция педагога.
  9. Конструктивная деятельность педагога.
  10. Организаторская деятельность педагога.
  11. Коммуникативная деятельность педагога.
  12. Рефлексивная (контрольно-оценочная) деятельность педагога.
  13. Роль самовоспитания в профессиональной подготовке педагога.
  14. Возможности развития профессионально значимых свойств и качеств будущего педагога.
  15. Взаимосвязь самообразования и исследовательской функции педагога.
  16. Педагогика как наука. Ее социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики.
  17. Понятийно-категориальный аппарат педагогики.
  18. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками.
  19. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система.
  20. Структура педагогической науки, её ведущие отрасли.
  21. Человек как объект и субъект воспитания.
  22. Личность как педагогическая и психологическая категория.
  23. Источники и факторы развития личности. Наследственность, среда и воспитание. Социальная ситуация развития личности.
  24. Возраст как социокультурный феномен. Проблема возрастной периодизации.
  25.  Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
  26. Цель и задачи воспитания как педагогического процесса. Цель воспитания как отражение объективных потребностей общества и потребностей личности.
  27.  Методология педагогической науки.
  28.  Научное исследование в педагогике. Логика педагогического исследования.
  29.  Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.

2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

  1. Направления развития общего образования в России.
  2. Образовательная, развивающая и воспитательная функции общего образования.
  3. Образовательные системы.
  4. Состояние общего образования в России и за рубежом. Основные тенденции мирового развития общего образования.
  5. Концептуальные основы содержания общего образования.
  6. Государственный стандарт общего образования.
  7. Механизм процесса обучения и его движущие силы.Функции процесса обучения.
  8. Взаимосвязь деятельности педагога и учащихся в процессе обучения.
  9. Гуманистическая направленность обучения как методологический принцип.
  10. Система дидактических принципов, их взаимодействие в процессе обучения.
  11. Закономерности развития процесса обучения.
  12. Сущность и разновидности форм организации учебной деятельности.
  13. Сущность методов обучения.
  14. Классификация методов обучения.
  15. Дидактическая регуляция решения учащимися учебных задач. Способы коррекции учебных действий при решении учебных задач.
  16. Диалоговые методы обучения, их функции и особенности конструирования.
  17. Теоретические основы технологии развивающего обучения.
  18. Технология личностно-ориентированного обучения на основе гуманистиче­ского принципа.
  19. Психолого-дидактические условия реализации индивидуального подхода в обучении.
  20. Психолого-дидактические критерии построения дифференцированного обучения.
  21. Технология проблемного обучения.
  22. Технология дидактической игры. Ее образовательное значение.
  23. Технология программированного обучения. Виды программированного обучения.
  24. Технология педагогического контроля. Виды педагогического контроля.
  25. Инновационные методики и формы обучения.

3. Теория и методика воспитания

  1. Воспитание как социально-педагогический феномен.
  2. Иерархия целей и задач воспитания и образования.
  3. Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие.
  4. Принципы воспитания. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе.
  5. Понятие о методах воспитания. Основные классификации методов воспитания.
  6. Развитие личности как педагогическая проблема.
  7. Основные факторы формирования личности.
  8. Формирование у школьников основ научного мировоззрения в научно-воспитательном процессе.
  9. Цели и задачи нравственного воспитания. Основные методы нравственного воспитания.
  10. Религиозное воспитание и религиозное просвещение: содержание и характерологические особенности. Основные принципы религиозного просвещения. Формы религиозного просвещения в современной школе.
  11. Цель эстетического воспитания. Основные источники и средства эстетического воспитания. Формы эстетического воспитания.
  12. Цели и задачи гражданского воспитания. Система гражданского воспитания. Формы гражданского воспитания в современной школе.
  13. Цель и задачи трудового воспитания. Педагогические условия эффективности трудового воспитания. Основные методы трудового воспитания и виды трудовой деятельности школьников.
  14. Цель и задачи физического воспитания. Содержание физического воспитания. Средства и формы физического воспитания.
  15. Цель и задачи полового воспитания. Функции полового воспитания. Основные модели полового воспитания.
  16. Основные проблемы семейного воспитания. Тенденции современного семейного воспитания. Прогрессивные традиции и обычаи в практике семейного воспитания.
  17. Формирование школьного коллектива. Условия и стадии развития коллектива.
  18. Сущность экономического образования и воспитания, его место в системе социального воспитания подрастающего поколения. Основные формы экономического образования и воспитания в школе.
  19. Цель и задачи умственного воспитания. Средства и педагогические приемы умственного воспитания. Формы умственного воспитания детей в семье и школе.
  20. Воспитательная работа с ''трудными'' детьми. Профилактика трудновоспитуемости.

4. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Социальная педагогика

        1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.
        2. Источники историко-педагогических исследований.
        3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
        4. Воспитание и школа в античном мире.
        5. Воспитание и образование в эпоху Средневековья.
        6. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
        7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века).
        8. Образование и педагогическая мысль в Европе и Америке в эпоху нового времени (XVII-XIX вв.).
        9. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов).
        10. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века.
        11. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века.
        12. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.).
        13. Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами.
        14. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.).
        15. Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
        16. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
  1. Сущность процесса социализации.
  2. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.
  3. Кратко охарактеризуйте мегафакторы социализации.
  4. Какова современная трактовка принципа природосообразности?
  5. Как менталитет этноса влияет на социализацию человека?
  6. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека.
  7. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном российском обществе в связи с его изменением.
  8. Охарактеризуйте воспитание как социальный институт.
  9. Охарактеризуйте государственную систему воспитания и проблемы ее современного состояния.
  10. Раскройте современную трактовку принципа культуросообразности воспитания.
  11. Охарактеризуйте регион своего проживания как мезофактор социализации.
  12. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке.
  13. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере своего города.
  14. Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах..
  15. Раскройте социализирующие функции религиозных организаций.
  16. Охарактеризуйте социальное воспитание.
  17. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проходите практику.
  18. Охарактеризуйте различные варианты создания воспитательного пространства в микросоциуме.
  19. Дайте современную трактовку принципа коллективности социального воспитания.
  20. Раскройте понятие «социальный опыт».
  21. Спроектируйте варианты обучения взаимодействию в различных сферах жизнедеятельности в воспитательной организации определенного типа.
  22. Проанализируйте локальную воспитательную систему в организациях, где вы проходите практику.
  23. Охарактеризуйте соотношение социализированности и воспитанности.
  24. Что понимается под неблагоприятными условиями социализации?
  25. Какие субъективные обстоятельства способствуют виктимизации человека?

 

5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

        1. Понятие «педагогическая технология» как категория педагогической науки.
        2. Виды педагогических технологий.
        3. Педагогические технологии и педагогические задачи. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
        4. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.
        5. Технологии контроля за образовательным процессом.

5. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

  1. Каковы основные направления преобразования системы образования?
  2. В чем состоит сущность принципов управления и особенности их реализации в условиях демократизации и гуманизации?
  3. В чем заключается специфика управления школьными системами?
  4. Каковы особенности школы как социально-педагогической системы?
  5. Приведите примеры технологий создания педагогических систем в школе.
  6. Назовите цели педагогического управления.
  7. Раскройте содержание управления.
  8. В чем сущность системно-деятельностного подхода к управлению?
  9. Каковы пути демократизации аналитической деятельности руководителей школы?
  10.  Назовите принципы и методы педагогического анализа.
  11. Укажите виды педагогического анализа.
  12. Какие виды планов существуют в школе?
  13. Каковы пути демократизации долгосрочных и оперативных планов работы школы?
  14. Как педагогически правильно делегировать полномочия?
  15. Каковы принципы и методы организаторской деятельности руководителей школы?
  16. Дайте характеристику оперативному и итоговому регулированию.
  17. Уточните связь регулирования с другими функциями управления.
  18. Какие показатели оценки работы школы Вы можете назвать?
  19. Охарактеризуйте виды, формы и методы контроля.
  20. Каковы типичные недостатки в осуществлении контроля в школе?

7. Психолого-педагогический практикум

  1. Формы и методы психолого-педагогической диагностики.
  2. Понятие педагогической ситуации. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
  3. Понятие, сущность и специфика педагогических задач. Технология постановки и решения педагогических задач.
  4. Моделирование и конструирование педагогической деятельности.
  5. Интеллектуальный компонент деятельности учителя. Методики накопления профессионального педагогического опыта.
  6. Коммуникативные умения и навыки педагога. Методики формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.

8. нормативно-правовое обеспечение образования

  1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования.
  2. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.
  3. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.
  4. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования.
  5. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования.
  6. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.