ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА»
Утверждено на совете филиала.
Председатель Андреев А.Л.
___________________________ |
|
050202 Информатика
Курс: 1-3, семестр 2,3,4,5
форма обучения: очная;
Дисциплина: Педагогика |
вопросы К ЗАЧЕТУ
Педагогика:
разделы «Введение в педагогическую деятельность»
«Общие основы педагогики»
- Сущность профессии педагога, ее общественное значение.
- Требования к учителю и к его профессиональной подготовке в современных условиях.
- Перспективы педагогической профессии. Педагогическая карьера.
- Педагогическая деятельность: сущность и структурные компоненты.
- Понятие и характеристика общей и профессиональной культуры учителя.
- Профессиональная компетентность учителя, ее составляющие.
- Гуманистическая направленность личности учителя.
- Педагогические способности учителя.
- Индивидуальный стиль деятельности учителя.
- Профессионально значимые личностные качества педагога, обеспечивающие эффективность педагогического труда.
- Педагогические знания и умения, необходимые для осуществления педагогического труда.
- Профессиональное самовоспитание учителя. Педагогика как: наука и искусство.
- Педагогическое общение: сущность; задачи.
- Сущность педагогического мастерства. Педагогическая техника.
- Функции и виды педагогической деятельности.
- Предмет, структура и функции педагогической науки.
- Категории педагогической науки.
- Понятие методологии педагогической науки.
- Общая характеристика методов педагогического исследования.
- Образование как общественное явление и педагогический процесс.
разделы «История педагогики и образования»
«Социальная педагогика»
«Педагогические технологии»
- Социальная педагогика: предмет, задачи, основные категории. Современные подходы к определению предмета социальной педагогики.
- Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность понятия «социализация». Факторы социализации.
- Основные этапы становления и развития социальной педагогики. Идеи благотворительности и милосердия как основа становления российской социальной педагогики.
- Понятие «детство» в социальной педагогике. Ребенок как субъект социальной заботы, социальной защиты и социального развития.
- «Конвенция о правах ребенка» и «Семейный кодекс РФ» - правовые документы по защите детства.
- Социальное сиротство: характеристика и пути решения проблемы.
- Социальная патология детства: бродяжничество, безнадзорность, беспризорность, детские алкоголизм и наркомания, проституция и преступления, суицид детей.
- Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья).
- Ребенок в семье: права ребенка и обязанности родителей.
- Школа как открытая социально-педагогическая система. Социальные задачи школы в современных условиях.
- Учреждения социальной защиты и реабилитации детства: их цели и назначение.
- Характеристика социально-педагогических технологий: сущность и задачи. Диагностические технологии в работе социального педагога.
- Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач.
- Виды педагогических задач.
- Проектирование и процесс решения педагогических задач.
- Общая характеристика педагогических технологий.
- Цели, задачи и значение курса «История педагогики и образования ».
- Гуманистическая педагогика античности (педагогические взгляды Сократа, Платона, Демокрита, Квентилиана и др.)
- Воспитание и школа в эпоху Средневековья.
- Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения.
- Я.А.Комкнский – основоположник педагогической науки.
- Педагогические взгляды. Дж. Локка.
- Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
- Педагогические взгляды французских просветителей (К.А.Гельвеций, Д.Дидро)
- Педагогическая деятельность и теория И.Г.Песталоцци.
- Педагогическая система И.Ф.Гербарта.
- Педагогические взгляды А.Дистервега.
- Педагогическая мысль и образование в Киевской Руси и Московском государстве.
- Век Просвещения в России.
- К.Д.Ушинский – основоположник российской педагогической науки.
- Идея свободного воспитания Л.Н.Толстого.
- Педагогическая антропология П.Ф.Каптерева.
- Педагогическая мысль русского Зарубежья: С.Гессен, В.В.Зеньковский.
- Социальная педагогика С.Т.Шацкого.
- Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления развития.
- Личность и коллектив педагогике А.С.Макаренко.
- Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского.
- Роль педологии в истории образования.
вопросы К экзамену
Педагогика:
разделы «Теория обучения»
«Теория и методика воспитания»
- Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки.
- Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.
- Вклад выдающихся педагогов в развитие дидактики.
- Закономерности и принципы обучения.
- Анализ современных дидактических концепций.
- Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
- Двусторонний и личностный характер обучения.
- Единство преподавания и учения.
- Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- .Государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерывности и качества образования.
- Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
- Методы обучения.
- Современные модели организации обучения.
- Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
- Инновационные образовательные процессы.
- Классификация средств обучения.
- Возникновение и развитие системы форм обучения
- Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки.
- Урок: типология и структура в различных видах обучения. Современные требования к уроку. Подготовка учителя к уроку
- Нетрадиционные уроки.
- Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников.
- Нетрадиционные формы контроля.
- Критерии и нормы оценивания и выставления отметки.
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- Цели, задачи и движущие силы воспитания.
- Задачи воспитания: умственное, физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание.
- Базовые теории воспитания и развития личности.
- Закономерности, принципы инаправления воспитания.
- Система форм и методов воспитания.
- Воспитание как педагогический компонент социализации. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.
- Сущность внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Система внешкольных воспитательных учреждений.
- Сущность понятия коллектива. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
- Воспитательные функции коллектива. А.С.макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский о значении коллектива в развитии личности.
- Современные концепции коллектива (И.П.Иванов, Л.И.Новикова, Н.Е.Щуркова).
- Основные условия развития детского коллектива. Педагогическое руководство воспитательным коллективом.
- Методика развития детского самоуправления. Коллективное творческое дело в системе воспитания.
- Воспитательная система: понятие, структура, характеристика. Движущие силы развития воспитательной системы школы.
- Методы воспитания и проблема их классификации. Проблема выбора методов и форм воспитания.
- Технология и методика организации воспитательного процесса в школе. Целеполагание в воспитательной работе.
- Планирование воспитательного процесса. Виды и структура планов.
- Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
- Взаимодействие классного руководителя с участниками учебно-воспитательного процесса.
- Планирование и прогнозирование в деятельности классного руководителя: перспективное, текущее и оперативное.
- Эффективность воспитательной работы.
- Виды и уровни анализа воспитательной работы.
- Национальное своеобразие воспитания.
- Воспитание культуры межнационального общения.
- Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.
Педагогика:
Разделы «Управление образовательными системами»
«Психолого-педагогический практикум»
«Нормативно-правовое обеспечение образования»
- Социально-педагогические системы. Понятия и виды.
- Система образования в Российской Федерации и зарубежных странах.
- Основные понятия научного управления, основные функции педагогического управления, показатели качества управления.
- Управление функционированием и развитием, основы управления социальным коллективом.
- Педагогический коллектив и его развитие, современные концепции и проблемы, v 6. Аттестация педагогических кадров, сущность и проблемы.
- Проблемы системного подхода к управлению образовательными учреждениями.
- Принципы государственной политики в области образования на современном этапе. Новые педагогические технологии.
- Роль личности современного руководителя образовательным учреждением.
- Внутришкольное планирование, сущность и проблемы, пути повышения его действенности.
- Организаторская, контрольно-аналитическая деятельность руководителя образовательного учреждения. Научная организация педагогического труда.
- Аналитические умения педагога.
- Проектировочные умения педагога.
- Конструктивные умения педагога.
- Рефлексивные умения педагога.
- Изучение педагогом личностных и познавательных особенностей детей и подростков.
- Анализ педагогического процесса.
- Моделирование и конструирование работы классного руководителя.
- Моделирование и конструирование работы учебного процесса.
- Планирование развития личности педагога.
- Анализ педагогического взаимодействия.
- Самоанализ деятельности педагога.
- Законодательство, регулирующее отношения в области образования.
- Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.
- Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.
- Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.
- Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.
- Основные правовые акты международного образовательного законодательства.
- Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования.
- Психолого-педагогические основы управления образованием.
- Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации
Составил:
Старший преподаватель:Н.Х.Файзулина, преподаватель: Л.П.Диденко