ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА»

Утверждено на совете филиала.
Председатель Андреев А.Л.
___________________________

 

050202 Информатика

Курс: 1-3, семестр 2,3,4,5
форма обучения: очная;
Дисциплина: Педагогика

 

вопросы К ЗАЧЕТУ

Педагогика:
разделы «Введение в педагогическую деятельность»
«Общие основы педагогики»

  1. Сущность профессии педагога, ее общественное значение.
  2. Требования к учителю и к его профессиональной подготовке в современных условиях.
  3. Перспективы педагогической профессии. Педагогическая карьера.
  4. Педагогическая деятельность: сущность и структурные компоненты.
  5. Понятие и характеристика общей и профессиональной культуры учителя.
  6. Профессиональная компетентность учителя, ее составляющие.
  7. Гуманистическая направленность личности учителя.
  8. Педагогические способности учителя.
  9. Индивидуальный стиль деятельности учителя.
  10. Профессионально значимые личностные качества педагога, обеспечи­вающие эффективность педагогического труда.
  11. Педагогические знания и умения, необходимые для осуществления педагогического труда.
  12. Профессиональное самовоспитание учителя. Педагогика как: наука и искусство.
  13. Педагогическое общение: сущность; задачи.
  14. Сущность педагогического мастерства. Педагогическая техника.
  15. Функции и виды педагогической деятельности.
  16. Предмет, структура и функции педагогической науки.
  17. Категории педагогической науки.
  18. Понятие методологии педагогической науки.
  19. Общая характеристика методов педагогического исследования.
  20. Образование как общественное явление и педагогический процесс.

 

разделы «История педагогики и образования»
«Социальная педагогика»
«Педагогические технологии»

  1. Социальная педагогика: предмет, задачи, основные категории. Современные подходы к определению предмета социальной педагогики.
  2. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность понятия «социализация». Факторы социализации.
  3. Основные этапы становления и развития социальной педагогики. Идеи благотворительности и милосердия как основа становления российской социальной педагогики.
  4. Понятие «детство» в социальной педагогике. Ребенок как субъект социальной заботы, социальной защиты и социального развития.
  5. «Конвенция о правах ребенка» и  «Семейный кодекс РФ» - правовые документы по защите детства.
  6. Социальное сиротство: характеристика и пути решения проблемы.
  7. Социальная патология детства: бродяжничество, безнадзорность, беспризорность, детские алкоголизм и наркомания, проституция и преступления, суицид детей.
  8. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья).
  9. Ребенок в семье: права ребенка и обязанности родителей.
  10. Школа как открытая социально-педагогическая система. Социальные задачи школы в современных условиях.
  11. Учреждения социальной защиты и реабилитации детства: их цели и назначение.
  12. Характеристика социально-педагогических технологий: сущность и задачи. Диагностические технологии в работе социального педагога.
  13. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач.
  14. Виды педагогических задач.
  15. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
  16. Общая характеристика педагогических технологий.
  17. Цели, задачи и значение курса «История  педагогики и образования ».
  18. Гуманистическая педагогика античности (педагогические взгляды Сократа, Платона, Демокрита, Квентилиана и др.)
  19. Воспитание и школа в эпоху Средневековья.
  20. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения.
  21. Я.А.Комкнский – основоположник педагогической науки.
  22. Педагогические взгляды. Дж. Локка.
  23. Теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
  24. Педагогические взгляды французских просветителей (К.А.Гельвеций, Д.Дидро)
  25. Педагогическая деятельность и теория И.Г.Песталоцци.
  26. Педагогическая система И.Ф.Гербарта.
  27. Педагогические взгляды А.Дистервега.
  28. Педагогическая мысль и образование в Киевской Руси и Московском государстве.
  29. Век Просвещения в России.
  30. К.Д.Ушинский – основоположник российской педагогической науки.
  31. Идея свободного воспитания  Л.Н.Толстого. 
  32. Педагогическая антропология П.Ф.Каптерева.
  33. Педагогическая мысль русского Зарубежья: С.Гессен, В.В.Зеньковский.
  34. Социальная педагогика С.Т.Шацкого.
  35. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления развития.
  36. Личность и коллектив педагогике А.С.Макаренко.
  37. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского.
  38. Роль педологии в истории образования.

 

вопросы К экзамену
Педагогика:
разделы «Теория обучения»
«Теория и методика воспитания»

  1. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки.
  2. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
  3. Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.
  4. Вклад выдающихся педагогов в развитие дидактики.
  5. Закономерности и принципы обучения.
  6. Анализ современных дидактических концепций.
  7. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
  8. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.
  9. Двусторонний и личностный характер обучения.
  10. Единство преподавания и учения.
  11. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
  12. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
  13. .Государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерывности и качества образования.
  14. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
  15. Методы обучения.
  16. Современные модели организации обучения.
  17. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
  18. Инновационные образовательные процессы.
  19. Классификация средств обучения.
  20. Возникновение и развитие системы форм обучения
  21. Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки.
  22. Урок: типология и структура в различных видах обучения. Современные требования к уроку. Подготовка учителя к уроку
  23. Нетрадиционные уроки.
  24. Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников.
  25. Нетрадиционные формы контроля.
  26. Критерии и нормы оценивания и выставления отметки.
  27. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
  28. Цели, задачи и движущие силы воспитания.
  29. Задачи воспитания: умственное, физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание.
  30. Базовые   теории   воспитания   и развития личности.
  31. Закономерности, принципы инаправления воспитания.
  32. Система форм и методов воспитания.
  33. Воспитание как педагогический  компонент социализации.  Влияние  средств массовой информации на процесс воспитания.
  34. Сущность   внеклассной   и   внешкольной   воспитательной   работы.   Система внешкольных воспитательных учреждений.
  35. Сущность понятия коллектива. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
  36. Воспитательные      функции      коллектива.      А.С.макаренко,      С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский о значении коллектива в развитии личности.
  37. Современные концепции коллектива (И.П.Иванов, Л.И.Новикова, Н.Е.Щуркова).
  38. Основные условия развития детского коллектива. Педагогическое руководство воспитательным коллективом.
  39. Методика развития детского самоуправления. Коллективное творческое дело в системе воспитания.
  40. Воспитательная система: понятие, структура, характеристика. Движущие силы развития воспитательной системы школы.
  41. Методы воспитания и проблема их классификации. Проблема выбора методов и форм воспитания.
  42. Технология   и   методика   организации   воспитательного   процесса   в   школе. Целеполагание в воспитательной работе.
  43. Планирование воспитательного процесса. Виды и структура планов.
  44. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
  45. Взаимодействие классного руководителя с участниками учебно-воспитательного процесса.
  46. Планирование  и   прогнозирование   в  деятельности  классного  руководителя: перспективное, текущее и оперативное.
  47. Эффективность воспитательной работы.
  48. Виды и уровни анализа воспитательной работы.
  49. Национальное своеобразие воспитания.
  50. Воспитание культуры межнационального общения.
  51. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

Педагогика:
Разделы «Управление образовательными системами»
«Психолого-педагогический практикум»
«Нормативно-правовое обеспечение образования»

  1. Социально-педагогические системы. Понятия и виды.
  2. Система образования в Российской Федерации и зару­бежных странах.
  3. Основные понятия научного управления, основные функции педагогического управления, показатели качества управления.
  4. Управление функционированием и развитием, основы управления социальным коллективом.
  5. Педагогический коллектив и его развитие, современ­ные концепции и проблемы, v 6. Аттестация педагогических кадров, сущность и проблемы.
  6. Проблемы системного подхода к управлению образо­вательными учреждениями.
  7. Принципы государственной политики в области обра­зования на современном этапе. Новые педагогические тех­нологии.
  8. Роль личности современного руководителя образова­тельным учреждением.
  9. Внутришкольное планирование, сущность и пробле­мы, пути повышения его действенности.
  10. Организаторская, контрольно-аналитическая дея­тельность руководителя образовательного учреждения. На­учная организация педагогического труда.
  11. Аналитические умения педагога.
  12. Проектировочные умения педагога.
  13. Конструктивные умения педагога.
  14. Рефлексивные умения педагога.
  15. Изучение педагогом личностных и познавательных особенностей детей и подростков.
  16. Анализ педагогического процесса.
  17. Моделирование и конструирование работы классного руководителя.
  18. Моделирование и конструирование работы учебного процесса.
  19. Планирование развития личности педагога.
  20. Анализ педагогического взаимодействия.
  21. Самоанализ деятельности педагога.
  22. Законодательство, регулирующее отношения в области образования.
  23. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.
  24. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности.
  25. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.
  26. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.
  27. Основные правовые акты международного образовательного законодательства.
  28. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования.
  29. Психолого-педагогические основы управления образованием.
  30. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации

 

Составил:
Старший преподаватель:Н.Х.Файзулина, преподаватель: Л.П.Диденко