Для условий социализации характерно наличие
многочисленных опасностей, могущих оказать и оказывающих негативное влияние на развитие человека.
Поэтому объективно появляются целые категории детей, подростков, юношей, становящихся жертвами
неблагоприятных условий социализации.
Виды жертв неблагоприятных условий социализации условно можно обозначить как потенциальные и
латентные, которые представлены различными типами - категориями людей.
Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех, кто не смог реализовать
заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Так, ряд специалистов
полагает, что высокая одаренность и даже гениальность "выпадают" на долю примерно одного человека
из тысячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности условий социализации, особенно на
ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается в той степени, которая делает ее
носителей высокоодаренными людьми, примерно у одного человека из миллиона родившихся. А
действительно гением становится лишь один из десяти миллионов, имевших соответствующие задатки.
Т.е. большинство Эйнштейнов и Чайковских теряется на жизненном пути, ибо условия их социализации
(даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в
них высокой одаренности. Поскольку ни они сами, ни их близкие об этом даже не подозревают,
постольку их и можно отнести к латентному виду жертв неблагоприятных условий социализации.
Потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации могут рассматриваться инвалиды;
дети, подростки, юноши с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей,
находящихся на попечении государства или общественных организаций.
Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей с
пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в
страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; детей, родившихся в семьях с
низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонациональных
групп в местах компактного проживания другого этноса.
Названные типы жертв далеко не всегда представлены "в чистом виде". Весьма часто первичный
дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например,
неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека, ведут к перестройке
жизненной позиции, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Нередко
происходит наложение одного признака или обстоятельства на другие (например, мигрант первого
поколения становится алкоголиком). Еще более трагический пример - судьба выпускников детских
домов (в большинстве своем - социальных сирот, т. е. имеющих родителей или близких родственников).
Среди них до 30% становятся "бомжами", до 20% - правонарушителями, а до 10% заканчивают жизнь
самоубийством.
Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу возможных жертв
неблагоприятных условий социализации, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность),
другие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм,
наркомания); одни - неустранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены
(различные социальные отклонения - противоправное поведение и др.).