Социально-педагогическая виктимология
(от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение)
- отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая
различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.
Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания,
в которой:
Hа междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими,
социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-
экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет
или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для "жизненного старта" и (или)
физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации;
Pазрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики,
минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится
жертвой неблагоприятных условий социализации.
Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной
педагогики, решает определенный круг задач:
во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;
во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализции, определяет возможности общества, государства, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;
в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;
в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.