ЛЕКЦИЯ 3.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Политика
советского правительства защиты детей-сирот после
В первые годы
советской власти в результате первой мировой войны, революции и гражданской
войны детская беспризорность стала первостепенной проблемой правительства и
общества. В
В
В проведенной Деткомиссией «Неделе беспризорного и боль ребенка» принимали участие широкая
общественность профсоюзные и комсомольские организации.
В
В 20-30-е гг.
кроме приютов и детских домов для беспризорных детей открывались трудовые
колонии, детские коммуны, детские городки, пионерские дома. В пионерские
дома, куда определяли детей-сирот, принимали только пионеров с 12 лет. В каждый
такс дом
собирали по 60-80 ребят, содержание работы носило больше политический
характер.
В период борьбы с
беспризорностью было открыто много приемников-распределителей по определению детей в детские дома практиковалось усыновление,
патронат, назначение опеки. В 1926 было принято постановление правительства о
передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи. В эти же годы создались детские трудовые
колонии, в которые помещали подростков правонарушителей 12-17 лет. Такие
колонии для мальчиков девочек были раздельными, и главным методом воспитания
является
труд, промышленный или сельскохозяйственный.
В
1935г. на основании постановления ЦИК и СНК СССР мерах борьбы с преступностью среди
несовершеннолетних созданы трудовые колонии вместо ранее существовавших трудовых домов и школ
ФЗУ особого типа, отдельно для девушек-
юношей. Трудовых колоний
было три категории: общего типа для
осужденных за тяжкие преступления и трудовые колонии строгим режимом. Созданием трудовых колоний
ставилась исправления и воспитания
трудных подростков в духе исполнения
законов, честного отношения к труду. Содержались воспитанники в колонии до установленного срока или до
совершеннолетия.
Общественно-педагогическое
движение за всеобщее образование, обучение детей рабочих и крестьян, за
новый быт и культуру,
воспитание нового человека в новом обществе охватывало широкие массы. В Ленинграде была создана коммуна «За новый быт», которая стала «Ядром
коммунистического быта»; в Москве, в Бауманском районе, была организована
пионерская коммуна. Члены
созданной коммуны на Соколиной горе - «фабзайчата» - создали «легкую кавалерию», вели
борьбу с браком на производстве, проводили допризывную учебу подростков, занимались физкультурой и спортом.
Детские дома
Из всех воспитательных учреждений,
создаваемых в эти годы,
главной формой призрения детей-сирот
являлись детские дома. Чаще всего они были смешанными, так как в них воспитывались малыши - дошкольники и ребята
школьного возраста.
Созданные в
первые годы советской власти детские дома размещались в хороших особняках, с
большими наделами земли, с садами и огородами. В них существовали швейные,
столярные, сапожные и переплетные мастерские. В детских домах обязательно были хор и
духовой оркестр, клуб и библиотека.
В 1917г. в детских
домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1918 - 80 тыс., в 1919 - 125 тыс., в 1920 -
400 тыс., в
На последующих
Всероссийских съездах (втором в 1924г., третьем в 1930г.) обсуждались проблемы
трудовой подготовки воспитанников детских домов, содержание воспитательной
работы, направленной на
подготовку выпускников к самостоятельной жизни.
Правительство приняло постановление (1925) о трудоустройстве воспитанников
детских домов. На третьем Всероссийской съезде - в мае
В годы
Отечественной войны количество детских домов увеличилось. Новые
детские дома открывались для детей-сирот, вывезенных из фронтовых областей, детей,
потерявших родителей, Детей фронтовиков.
В январе
К концу
В первые месяцы
войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл
Российской Федерации. Для эвакуированных детей создавались новые детские дома. Для
сирот,
детей фронтовиков открывались «специальные» детские дома.,
Огромную роль в судьбе детей сыграли
общественные организации:
профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых резервов. Общественники снимали ребят с поездов и через приемники-распределители устраивали в детские дома. Подростки определялись на работу.
В
Широкий размах во
время войны приняло усыновление детей. Так, Александра Аврамовна
Деревская (г. Ромны, Сумской обл.) усыновила 48 ребят.
Постановление
правительства «О неотложных мерах по восстановлении хозяйства в районах,
освобожденных от немецкой оккупации» (август,
В
Комсомольскими
организациями было создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за
счет колхозов1.
В эти годы была
возрождена практика передачи детей-сирот в семьи. Так, за 1941-1945 гг. было
взято под опеку и патронирование 270 тыс. детей-сирот. В
В 50-е гг. в
стране открылись несколько детских домов для одаренных детей-сирот (Москва, Киев),
куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные
училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались
условия для индивидуальных занятий таких ребят; в них они находились до окончания
училищ. Выпускники музыкальных училищ чаще всего определялись в музыкальный
взвод военных
оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.
После войны, в 60-70-е
гг. детские дома были дошкольными и школьными. В дошкольном детском доме жили
дети с 3 до 7 лет в группах по 30-40 человек, содержание и методика
воспитательной работы повторяла работу детских садов.
В школьном детском доме содержались ребята с
7 до 18 лет. В большинстве были хорошо оборудованные мастерские, большие подсобные
хозяйства, где воспитанники получали первые навыки будущей профессии. Все
посещали школу, в режим дня входило приготовление домашних заданий. Ребятам помогали
два воспитателя,
закрепленные за группой. Детское самоуправление осуществлялось через детский совет, который руководил всей
жизнью ребят, связывая мероприятия детского дома и школы, где учились воспитанники. Участие ребят во
внешкольной работе было также тесно
связано со школой. Воспитанники посещали предметные кружки в школе, кружки эстетического цикла (хор, оркестр, изо), чаще были в детском доме. Несмотря на ту положительную роль, которую сыграл детский дом в
судьбах многих беспризорных ребят,
нельзя не обратить внимание на его отрицательные стороны.
Исследования
показали, что 37% детей в детском доме, воспитывающихся с 3
месяцев без матери, несмотря на хорошее питание и уход погибали в первые два года. Оставшиеся в
живых в последствии страдали разнообразными
невротическими нарушениями.
Они были печальны, заторможены, страдали бессонницей и отсутствием аппетита, большинство
замыкались в себе. Психологи
связывают это с отсутствием материнского ухода, постоянного общения с матерью. У ребенка существует
настоятельная потребность
в общении, и в первые месяцы жизни его развитие зависит от общения со
взрослыми. Практика показала, что взрослый человек может младенцу заменить мать, если не будет нарушен
процесс общения.
Организация
детского
досуга
Организация детского досуга, особенно в первые годы после
революции, была одной из социальных проблем. По решению Советов в Петрограде, Москве и других крупных
городах были созданы детскиеи подростковые внешкольные клубы. Большую поддержку со стороны правительства
получили клубы пионеров.
В
30-е гг., когда стали создаваться профсоюзные клубы и Дома культуры, в них
были организованы детские секторы, в которых проводилась работа с детьми во внеучебное время в различных кружках и секциях. Тогда же, в 30-е
гг. стали создаваться детские парки, Дома пионеров, детские дома культуры,
городские и загородные пионерские лагеря, различные станции (юных
техников, туристов, натуралистов), детские железные дороги и пароходства.
Во время войны и
на протяжении двадцати лет послевоенного времени сеть внешкольных детских учреждений
сократилась. Причинами были не только экономические трудности, но и
дискуссии
ученых-педагогов, в результате которых труд и игра изгонялись из школы, что, в свою очередь,
сказалось на содержании работы внешкольных
учреждений.
Общественно-педагогическое
движение в стране, направленное на организацию досуга детей и подростков,
выливалось в отдельные направления. Если в 20-е гг. это была организация детских клубов, то в
40-е - это тимуровское движение, в 50-60-е - «коммунарское движение», в 70-е -
создание педагогических отрядов, возникновение родительских «семейных клубов» в
80-е гг.
Особенности каждого движения - отдельная тема.
Упомянем
только тимуровское движение. Ребят захватила «подпольность»,
добрые дела «по секрету», сбор по цепочке, самостоятельность.
Тимуровские команды создавались не только в дачных поселках. Во время
войны добрые дела «по секрету» - это помощь семьям фронтовиков, шефство над
ранеными, работа в госпиталях и т.д. Движение приобрело такой размах, что
комсомольские вожаки задумались, как его влить в пионерскую организацию, достаточно заформализованную уже в то время. И когда тимуровцы стали
приписываться к классам - отрядам, энтузиазм детей погас. На его смену
пришло «коммунарское движение».
«Коммунарское
движение» 60-х гг. стало своеобразным возрождением опыта С.Т.Шацкого
и А.С.Макаренко. Главным здесь было создание детского, подросткового
самостоятельного коллектива, организация самоуправления, свободного
творчества личности. Это была попытка возродить детские клубы, где подростки
стремились
освободиться от давления извне, от формальных установок поведения
молодежи. Подростков увлекали поисковые экспедиции, творческие дела, «трудовые
десанты».
Одновременно с
этим движением в 70-80 гг. подростки и молодежь создают неформальные, антисоциальные объединения. Группировки завоевывают улицу,
многие из них носят криминальный характер. Они занимаются рэкетом, фарцовкой,
торговлей
девочками, участвуют в групповых драках, вовлекают девушек-подростков в
дворовые команды, поклоняются нацистской идеологии, сатанизму.
Семейно-педагогические
клубы в конце 70-х - начале 80-х гг. больше функционировали летом: выезжали в
заброшенные деревни,
занимались огородом, ходили в лес, вечером собирались у костра. Так, члены
московского клуба «Атом» (им руководил Л.Б.Кононенко)
под Звенигородом по договоренности с лесхозом помогали в охране леса.
В подростковом
клубе «Орион», «Форпосте» культуры им. С.Т.Шацкого (1971), в многопрофильном клубе «Ровесник» (с
Все эти движения
были отдельными очагами решения вопроса социального воспитания подростков и детей.
Организаторами клубов, центров, движений и секций были энтузиасты, а все эти объединения
ютились в подвалах, в домах, подлежащих сносу. Сюда приходили подростки,
которые, отойдя от пионерской организации и школьного комсомола, оказывались во дворе. Энтузиасты-организаторы, создавая клубы и
различные юношеские объединения, стремились сплотить все
«воспитательные силы» микрорайона,
экспериментировали в области социализации
личности подростка. Это явление в нашем обществе было закономерным. В тот период наблюдался кризис
семьи, когда она, как главное звено в социализации личности, не
справлялась с этой функцией. В школе же,
ставшей только обучающей, воспитание
сосредоточивалось в руках классного руководителя (одного на 40 детей) и все формализующихся пионерской и
комсомольской организаций. Главным
фактором социализации личности становилась
среда.
С
Современная забота
о детях-сиротах
В 1985г. ЦК КПСС и
Совмин СССР приняли постановление «О мерах по
улучшению воспитания,
обучения и материального обеспечения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». Постановление позволило не только материально
укрепить названные учреждения, но и
улучшить положение воспитанников. После принятия постановления Совета Министров СССР (1988) «О создании детских домов семейного типа» забота о детях-сиротах
приобретает более индивидуальный
характер. Сейчас в России 347 детских домов семейного типа, в них находятся 3,5
тыс. детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом
зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков.
Сейчас существуют
государственные детские дома, в том числе дома ребенка, школы-интернаты, и
государственно-общественные. Ко вторым относятся опекунские и приемные семьи,
семейные
детские дома Российского Детского фонда, детские деревни, приюты
общественных организаций.
Новыми формами
воспитания детей-сирот являются приюты, лицеи, дома матери и ребенка.
В 60-70-е гг.
были приняты постановления правительства по
вопросам
охраны материнства и детства, материального обеспечения семей
имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения: «О
мероприятиях по дальнейшему росту благосостояния
советского народа» (1976), «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (1968),
«О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей» (1974), «О мерах по увеличению
товаров для детей, повышению их
качества и улучшению торговли этими товарами»
(
В эти же годы в
принятой Реформе общеобразовательной и профессиональной
школ предполагалось «усилить помощь семье и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения». На предприятиях, в колхозах и
совхозах создавались коллективы
наставников, воспитателей-общественников,
родительские комитеты, советы отцов, клубы подростков, по месту жительства.
На
Днепропетровском заводе была создана «Служба семьи», в Харькове на
заводских собраниях ставили вопросы воспитания детей в семье. В Москве, Ленинграде,
Туле, Горьком был организован родительский всеобуч. Популярные журналы, лекции
общества
«Знание», радио и телепередачи посвящались воспитанию ребенка в семье.
Некоторые
предприятия к работе по трудовому воспитанию подростков привлекали родителей; где
и родители и дети вместе участвовали в благоустройстве города, поселка, завода.
Но
повышение материального благосостояния семьи оборачивалось
потребительским отношением детей к жизни, пренебрежением к труду и
людям труда. Семья не справлялась с кризисом общества.