Если
родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце,
то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в
каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически
крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем
не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего
хорошего он в мир не принесет.
Нравственное поведение, психологическое развитие, поведение,
общение, жизненные установки -- все это формируется в семье.
Какие бы проблемы ни решали родители, что ни говорили, с
кем бы ни общались — все это откладывается на воспитании
ребенка.
А.С.Макаренко был твердо убежден, что «родительские требования
к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль
над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод
воспитания», и если с вашим ребенком неблагополучно, «нужно
прежде всего самого себя положить под микроскоп»'. И не нужно
ребенка перевоспитывать; бывает, что достаточно изменить
отношение к нему, а это зависит только от родителей.
В.А.Сухомлинский писал, что увеличивать море радости ребенка
— единственно правильный курс поведения всех родителей.
Бенджамен Спок считал, что результат родительского воспитания
зависит не от степени строгости и мягкости, а от ваших чувств
к ребенку. Ласка имеет такое же значение для эмоционального
развития ребенка, как молоко матери для физического.
Ф.М.Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего сильнее,
и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь
воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского
дома... прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства,
может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много
набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек
на всю жизнь»2.
Несомненно, какое бы большой место в развитии ребенка ни
занимали школа и среда, главную ответственность за его воспитание
несут родители.
До подросткового возраста ребенок впитывает все устои семьи.
Родителям необходимо постоянно оценивать свои поступки, так
как главным рычагом родительского воспитания является их
авторитет. В младшем школьном возрасте — это авторитет любви,
ласки, с взрослением -- это авторитет уважения. Это мораль,
знания и ум, умения, храбрость и сила. Но авторитетом нельзя
подавлять ребенка, его нужно давать в небольших дозах.
Постоянное общение с ребенком даст возможность родителям
узнать его. С подростком сложнее, так как родительские представления
не успевают за его бурным развитием, продолжая обращаться
с ним, как с ребенком. Именно в этот период формируются дальнейшие
отношения родителей и подростка. Подросток требует к себе
особого отношения, большей самостоятельности, уважения его
мнения. Его самолюбие оказывается уязвленным, если в семье
он не получает должного уважения и внимания.
Именно в этом возрасте возникает конфликт, когда эмоции,
преобладая над разумом, приводят подростка к вспышке, взрывным
отношениям. Родителям в этом случае следует переждать, когда
утихнут страсти и в спокойной обстановке все обсудить, дать
подростку все самому обдумать.
Следует учитывать, что требования подростка к родителям намного
выше, чем к посторонним.
В работе с родителями, в общении, в консультациях родителям
социальный педагог обращает внимание на первостепенные вопросы
в воспитании ребенка.
Одна из черт, которая прививается ребенку в семье, — это
послушание. Причем прививать его следует с раннего детства,
что уважение и внимание к родителям и старшим людям обязательно
и важно в жизни человека.
Так же важно воспитывать в семье у ребенка дисциплину, которая
влияет на правильное развитие умственных способностей ребенка.
Ребенок, привыкший к порядку и дисциплине с раннего детства,
будет этому следовать всю жизнь. В этом важную роль играет
режим дня, выполнение обязанностей по дому и т.д.
Трудовые навыки, заложенные в семье, определяют жизнедеятельность
маленького человека в будущем.
Чуткое отношение к окружающих тебя людям, доброжелательность,
отношения, достойные человека, закладываются также только
в семье.
Широко известны методы воспитания здорового ребенка в семье.
Об этом достаточно публикаций. Здесь и закаливание, и гигиена,
и предупреждение появления вредных привычек, и
предупреждение с 6—7 лет употребления алкоголя и наркомании,
и правильное питание, и наблюдение за психическим развитием.