Работа с семьей

В школе и микрорайоне

Работа с трудными подростками

Работа с одаренными детьми

РАБОТА С СЕМЬЕЙ - > В семье ребенок-олигофрен


Социальному педагогу приходится работать с семьей, где есть умственно отсталый ребенок. Олигофренопедагогика хотя и представляет узкий круг педагогической практики, но социальный педагог должен знать ее основы для оказания практической помощи в этой области. В России олигофренопедагогика получила развитие в конце XIX — начале XX в. Следует помнить, что в православной России умственно отсталых детей не уничтожали, как в Древнем Риме, их считали «детьми Бога», «божьими детьми», их окружали, ореолом святости, в них усматривали божественных прорицателей. Еще в XI в. на Руси слабоумные призревались в Киево-Печерской лавре. В «Стоглавом судебнике» (1551) определялось, что тех «кои одержимы бесом и лишены разума» следует помещать в монастыри. При Петре I законом «О дураках» уточнялось, что прежде еле дует их внимательно освидетельствовать.
Я.А.Коменский в «Великой дидактике» писал, что «кто усомнится в том, что воспитание необходимо людям тупым, что бы освободиться от тупости природной». И далее: «Из человеческого воспитания и образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека».
В истории отечественной социальной педагогики следует обратиться к опыту «Школы-санатория», созданной В.П.Кащенко в 1908 г. в Москве на улице Погодинской в доме 8. Это было лечебное и воспитательное учреждение для нервных, неуспевающих, трудных, ленивых, истерических, вялых детей от 4 до 16 лет.
В школу не принимались только идиоты, дети, глубоко отстающие в развитии, и эпилептики. В школе было 22 воспитанника, которые делились на три «семьи», во главе каждой семьи был воспитатель, который и жил в «семье». Каждая «семья» отдельно питалась, лечилась, играла. Для занятий «семья» делилась на небольшие группы.
Ставилась задача — совместить лечение с обучением и воспитанием, дать детям знании, развить их познавательные интересы, возможности, способности, творчество и самостоятельность эти? детей.
Изучали историю, язык, арифметику, географию, естествознание. Первостепенным был ручной труд, который рассматривался как метод усвоения и закрепления знаний и как средство коррекции личности. Дети сами взвешивали предметы, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели.
Обращалось внимание на отношения воспитателя и ребенка, на индивидуальную работу с детьми. Расписание, строгий распорядок ребята принимали сами, и сами были против его нарушений, иное требовало бы новых нервных затрат в приспособлении к новым условиям.
Доверие к ребенку и требовательность проявлялись в привлечении ребят к ответственным, серьезным работам, к выполнению ответственных поручений. Поручалось отвечать за библиотеку, содержать в порядке инструменты в мастерской, порядок в мастерской, отвечать за музей.

Проступки детей рассматривались как ошибки, промах, как следствие временной болезни, и допущенные ошибки не подчеркивались, а воспитанника временно укладывали в постель, чтобы он отдохнул и успокоилась его нервная система. Ребенок после этого стремился вести себя нормально.
Лечебные мероприятия (массаж, гимнастика, игры, прогулки, вода) разумно чередовались с обучением и различными вое-питательными мероприятиями.
.



 
Дизайн: "41" ® 2004 г.
тел. +7 (902) 926 45 18
e-mail: saint_kansk@list.ru