Получив информацию о такой семье, составив план оказания
ей помощи, педагог составляет рекомендации родителям,
как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации
ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка
отдельно.
В центре с детьми-инвалидами работают психолог, невропатолог,
психоневролог, логопед, массажист, дефектолог, инструктор
по лечебной физкультуре.
Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни,
плохо знают то, что их окружает, социальный педагог
выделяет ряд проблем, которые ребенок решает только
с ним. Составляются программы, которые включили бы
ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к
личности ребенка, его поведению («Личная гигиена»,
«Я в быту») и часть — к его поведению в обществе («Я
в трамвае», «Я в магазине»).
Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку
приобрести умения и навыки общения в окружающей его
среде.
Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов
со здоровыми детьми педагог составляет программу, по
которой ребенок подготавливается к такому общению.
Это может быть конкурс, обсуждение книг и фильмов,
участие в днях рождения.
Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото,
швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также
ложится на плечи социального педагога. Здесь нужно
не только подготовить и заключить договоры, но и научить
ребят профессии, дать необходимые умения и навыки.
Важно, чтобы они участвовали во всех производственных
процессах, чтобы они разбирались в вопросах экономики,
планировании труда, умели содержать инструменты в надлежащем
состоянии.
Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творческие
способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить,
знакомить с народным творчеством, народными узорами
на тканях, деревянных и глиняных игрушках. Привлечь
ребят к росписи на тканях, дереве, глине.
Выставки работ этих ребят, их участие в праздниках,
в концертах и спектаклях помогают в утверждении каждого
как личности
Чтение книг, создание библиотеки развивает ребенка,
расширяет его кругозор. В семье важно, чтобы больной
ребенок не раздражал остальных членов семьи.
Оранжерейное отношение к такому ребенку приводит к
формированию иждивенца, но и другая крайность, когда
родителям раздражаются болезнью ребенка, приводит к
усугублению его болезни.
Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его переживания,
создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом
только социальный педагог.
В работе социального педагога с детьми-инвалидами полезно
обратиться к опыту лечебной педагогики А.А.Дубровского.
Несмотря на то что в своей книге «Жемчужина России»
он рассказывает о лечении детей Б санаторном пионерском
лагере v моря, разработанные им методы пригодятся социальному
педагогу в любых условиях. Дубровский обосновывает
лечебное воздействие различных деревьев на психику
детей. Это воздействие может быть разным в зависимости
от формы кроны, конфигурации дерева.
На детей с нарушенной, заторможенной психикой благоприятно
влияют деревья с крупными кронами конической или пирамидальной
формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта).
В парке санатория были посажены щадящие, успокаивающие
деревья с раскидистыми, провислыми, зонтикообразными,
шарикообразными, плакучими кронами, со светлой, бледной
листвой. Дубровский пишет, что дети любили собираться
под платанами, их притягивали к себе и радовали «кругленькие,
на длинной ножке, мягкие пушистые шарики. Шаровидная,
округлая, овальная форма всегда успокаивает. И недаром
люди для устроения добрых дел садятся за круглый стол»2.
Успех лечения зависит от того, будет ли во время лечения
преодолено одиночество и подавленность ребенка.
На первом этапе это доверительная беседа с ребенком,
из которой воспитатель выясняет «главные желания ребенка».
Первостепенной является задача педагога отвлечь ребенка
от «ухода в болезнь» и поверить в свое выздоровление.
«Нередко, — пишет Дубровский, — причиной болезни является
неразвитость души, безделье, скука, праздность, черствость
и бездушие, грубость и непонимание, холодность и безразличие,
ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим
основную свою задачу в том, чтобы уважением и доверием
к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить
среди людей. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость
и вера в ребенка — вот наши главные лекарства. И еще
полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом,
общением и заботой о других жизнь. Только гак больной
ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком.
«Учись быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточивайся
на болезни, и она отступит!» — внушаем мы постоянно
детям»1.
Он пишет о «труде-заботе», которым был увлечен весь
санаторий, каждый ребенок, о традициях совместного
труда, традиции »сем вместе поговорить, вместе попеть,
помечтать. Он пишет о «труде-радости», труде больных
ребят, который вносит в их жизнь романтику.
Парк был посажен воспитателями вместе с ребятами. Ребята
сажали, собирали сушняк, вскапывали землю под цветы.
В этой заботе ребята взрослели.
Внесение романтики в жизнь больных детей также необходимо.
Во время игры «Морская эскадра» ребята с приподнятым
настроением выбирали названия кораблей, готовились
к встрече гостей моряков-пограничников, отглаживали
морскую форму, изучали азбуку Морзе, историю флота,
жизнь замечательных флотоводцев, героев морских сражений.
Торжественная линейка, выход детских экипажей, рассказы
моряков о славе российского флота — все это имеет воспитывающую
роль для больных ребят.
.
.