Раньше эта тема часто рассматривалась раздельно: как
воспитательная работа в школе и как работа в микрорайоне.
Сегодня образование, взяв в своей деятельности,
как первостепенное, вое питание ребенка, формирование
личности, изменяет свое содержание и методы работы.
Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог,
— это школа, и его работа в школе — особый вопрос.
В различных странах существует два подхода к его работе.
Или социальный педагог сотрудничает со школой, или
он является ее штатным работником.
Сотрудничая со школой, прикрепленный социальный педагог
часто посещает школу, помогает родителям и школьникам
в нормализации отношений, выясняет причины непосещения
учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются
с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном
развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы
помочь ребенку или семье, он привлекает юриста, врача,
работников милиции. От школьного врача он узнает о
длительной болезни ребенка, причинах ее, и, чтобы
предотвратить отставание в учебе, помогает заниматься
дома или в больнице.
Работа социального
педагога в школе . (
вернуться наверх )
В Германии социальный
педагог введен в штат школы. Он работает с неблагополучными
семьями, отстающими
учениками, создает детские объединения для проведения
свободного времени, привлекает к этому родителей.
Чем занимается социальный педагог в школе? В отличие
от учителя предметника, он — не за учительским столом,
а в школьном клубе, в секции, в «тусовке», в разновозрастном
отряде, там, где необходима его помощь и содействие
ребенку.
Он выявляет нуждающихся в социальной помощи детей.
Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей
не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые
пережинают стрессы или в коллективе сверстников в
школе, или и семье. Это дети больные, с теми или иными
недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам
или алкоголю. Чаще всего они стоят па учете в комиссии
по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.
Иногда помощь этим детям может, состоят, только в
том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими.
В другом случае — научить контролировать свои поступки,
быть в себе уверенным. Но и в том и другом случае
от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Социальный педагог становится организатором вне учебного
времени школьника, объединяясь в своей воспитательной
работе с родителями. Он организовывает различные секции
и клубы, разнообразные трудовые, туристские и краеведческие
отряды.
Социальный педагог координирует работу педагогического
коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающем
социальной микросредой и общественностью микрорайона.
Он периодически информирует педагогический коллектив
школы о психологическом климате в классах, о каждом
грудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную
роль и подготовке и составлении плана социальной работы
школы.
Особое внимание требуется от социального педагога
к детям, исключенным из школы. Он помогает устроиться
в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет детей школьников, которые
незаконно заняты на работе в учебное время, решает
вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые
нормы детского труда.
Он следит за детьми-дошкольниками: все ли нуждающиеся
посещают реабилитационные центры, помогает им; контролирует
получение всех социальных привилегий многодетными
семьями: бесплатные школьные завтраки, приобретение
одежды, транспортные расходы.
Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется.
Так, в некоторых школах Вологодской области введена
должность социального педагога, разработано положение
о его обязанностях. Работу с семьей социальный педагог
начинает изучения, посещения, наблюдения, проведения
анкетировании.
Он изучает как интересы отдельных детей, так и отношении
в целом в семьях, с различным укладом. Изучая семью,
он помогает в кризисных ситуациях, в оздоровлении
среды, в улучшении психологической обстановки и педагогической
культуры среды, защищает интересы ребенка, организует
контакты.
Работа
социального педагога в микрорайоне . ( вернуться
наверх )
Работая социальным педагогом, следует учитывать, что формирование
личности, воспитание ребенка происходит не только в семье,
школе, в дошкольных и внешкольных учреждениях, но и во
дворе, среди сверстников, и важно на этот процесс сегодня
обратить внимание.
Обращаясь к воспитанию ребенка, следует помнить, что и
в школе, и в семье он находится под контролем, точнее,
подчиняется правилам поведения, установленным и в школе,
и в семье. На улице же, во дворе, со сверстниками он предоставлен
сам себе, и этот процесс в его развитии может быть главным.
Поэтому работу по месту жительства следует вести не с подростками
(уже трудными), а с дошкольниками, организовывая их свободное
время, развивая их задатки и способности. Именно там, вне
контроля семьи и школы, когда ребенок предоставлен сам
себе, возникают неформальные группы, появляются лидеры,
происходят контакты со взрослыми. Именно здесь проявляются
негативные черты у подростков, которые не могут себя занять,
здесь подростки вовлекаются в преступные группы.
Сложилась практика, когда социальный педагог закрепляется
за отдельным районом, домом, подъездом. Какая работа проводится
им в подобном случае?
Одна из практикуемых форм — это создание спортивных баз,
культурных и реабилитационных центров на базе прежних клубов
по месту жительства. Кроме того, это создание различных
объединений для совместного времяпровождения в выгодные
дни. Это походы, спортивные соревнования, проведение утренней
зарядки детей и взрослых, создание различных дворовых команд
и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, открытие
клубов по интересам, оборудование спортивных площадок и
стадионов, площадок для малышей, создание домовой библиотеки.
Однако в современных условиях возникает практика совместной
социальной работы с детьми и в школе, и по месту Жительства.
Эта практика деятельности по единому плану воспитательной
работы в микрорайоне и школе объединяет школу и все социальные
службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей.
Работа по единому плану изменяет в корне работу педагогического
коллектива школы. Педагоги включаются в работу внешкольных
детских учреждений, деятельность классных руководителей
и воспитателей групп продленного дня тесно увязывается
с Работой социального педагога.
Главным в этом единении является ребенок, личность; работа
педагогического коллектива не замыкается в стенах школы,
а обращается к ребенку, в его семью, в детские объединения,
в среду сверстников.
Такова практика социально-педагогических центров, комплексов.
Москвы, Свердловска, Ленинграда и других городов. Эксперимент
создания социально-педагогического комплекса в России был
начат еще в конце 60-х гг. Это были поиски новых форм воспитания,
привлечения к заботе о детях всего общества. Эксперимент
в Свердловской области возглавил В.А.Семенов, контролируя
и направляя все этапы его проведения. Были охвачены школы
Свердловска, Нижнего Тагила, Первоуральска Свердловской
области.
Так, в г. Свердловске территорию Октябрьского района разделили
на микрорайоны, в которых находились по 2—3 школы. Комплексом
руководил Совет, который координировал работу всех предприятий,
учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание
подрастающего поколения. В Совет В);ОДИЛИ все категории
работников, которые занимались воспитанием. Это научные
работники и учителя, воспитатели и представители производственных
предприятий, партийных и комсомольских организаций.
Перед Советом стояла задача создать благоприятную среду
для воспитания детей и подростков. В этом эксперименте
интересно paccмотреть функции каждого социального института,
в чем выразились его особенности и чем они отличались от
прежнего воспитания детей и подростков.
И первую очередь семья. Удалось привлечь родителей к активной
работе в комплексе. Производственные коллективы принимали
участие во всей воспитательной работе, профориентации,
в трудовом и экономическом воспитании. В комплексе работали
члены депутатской комиссии райсовета. Идейно-политическим,
нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские
организации. Учреждения культуры (Дворцы и Дома культуры,
кино и театры и клубы, библиотеки) организовывали совместную
воспитательную работу со школой. Преподаватели и студенты
вузов занимались созданием и подготовкой педагогических
отрядом
Сотрудники больниц и поликлиник оказывали медицинскую помощь,
следили за здоровьем детей и подростков, занимались медицинским
просвещением. Административные органы микрорайона (ГАИ
и пожарный надзор) принимали участие в работе Советa и
с детьми и подростками. Военкомат привлек к работе комплекса
офицеров запаса, демобилизованных солдат, проводил подготовку
подростков к службе в армии, занимался военно-спортивными
играми «Зарница» и «Орленок». Жилищно-коммунальное управление
участвовало в создании материальной базы для воспитательной
работы комплекса с детьми и подростками по месту жительства,
в клубах, на детских и спортивных площадках.
Особенная роль отводилась школе. Все мероприятия комплекса
включались в планы школы: годовые, работу классных руководителей,
учительских и ученических общественных организаций.
Главный упор в этой социальной работе был сделан на коллектив
педагогов. Связь педагогического коллектива и коллективов
производственников на протяжении нескольких лет не была
формальной. Взаимодействие школы с учреждениями культуры
расширяло ее возможности в эстетическом воспитании, становилось
реальным развитие способностей ребенка, решались проблемы
его взаимодействия с окружающей средой. Здесь объединялись
интересы ребенка и родителей. Так, в г. Свердловске клубы
«Гномик» _ «Малышок» объединяли и детей, и родителей. Проведенный
эксперимент дал хорошие результаты; выполнялся Закон о
всеобуче, решалось полное трудоустройство молодежи, среди
несовершеннолетних не было правонарушений, дети и подростки
участвовали в различных видах общественно-полезного труда,
в самых различных работах по благоустройству района.
(
вернуться наверх )
.
.
.