Работа с семьей

В школе и микрорайоне

Работа с трудными подростками

Работа с одаренными детьми

РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ


Кто такие подростки?

Юношей и девушек в 11—12 — 15—16 лет мы называем подростками; это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития подростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности.
Физическое развитие характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями, развитием мозга и нервной системы. Это, конечно, перегрузка для организма; к этому добавляется еще и половое созревание, что ведет к половому влечению.
В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением.
Это период, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками.
Трудные подростки — это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развита память, мышление и воображение.
Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то делать, не могут заниматься систематически, делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплину и порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме. Пропаганда секса — к подростковой беременности, так как часто очень рано они вступают и половые связи. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.

В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х гг. Новые экономические отношения (приватизации аренда, кооперация) привели к незащищенности подростков HА производстве. Многие подростки, получив при старой системе образование, не хотят переучиваться или просто учиться дальше, обновлять свои знания.
В условиях демократических свобод (многопартийность, само управление, свобода слова) подростки не могут сделать правильный выбор, если им не привиты правила культурного поведении, если у них отсутствуют нравственные ориентиры.
Практика отчисления их из школы и сокращение приема в ПТУ привела к тому, что в 14 лет подросток оказался не у дел, так как по КЗОТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет.
Количество преступлений, за которые подростки привлечены к уголовной ответственности, превысило 100 тыс. Из них на 30% увеличилось число убийств и тяжких телесных повреждений. Разбой, грабеж, повторение преступлений, изнасилование — число этих преступлений, совершенных подростками в последние годы, растет.
В 90-е гг. преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебных заведений, которые раньше считались благополучными (школы, техникумы, вузы).

Отклонения в поведении Подростка (вернуться наверх)

Отклонения в поведении подростка — это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат — реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя.
Интересны результаты исследования Н.Вайзмана об особенностях поведения трудных подростов. К первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников». Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. «В школе такие учащиеся паясничали, демонстративно не подчинялись, прогуливали занятия».
Ко второй группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.
В третьей группе подростков «преобладала расторможенность пленений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков». Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.
Это характеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Но существуют подростки, нарушения, точнее, отклонения в поведении которых является результатом аномалии развития организма.
Обратимся снова к исследованию Н.Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией снижена работоспособность, неустойчивое внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до 5—7 классов, совершенно не могут трудиться, в ПТУ заниматься тоже не могут, так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25% подростков с органической патологией впоследствии смогли организовать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились и техникумах.
Исследования групп подростков-учащихся, охваченных преступностью, показали, что у учеников общеобразовательной школы преобладают нарушения дисциплинарные, чаще наблюдаются антиобщественные поступки.
У учащихся ПТУ — противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежелание работать, и учиться, спекуляция, бродяжничество.
У воспитанников детских домов и приютом агрессивность, драки, те же нарушения, что и у учащихся ПТУ.
Постараемся обобщить, к чему приводят отклонении и поведении подростка. Отклонения, опасные для жизни, выплескиваются в попытку самоубийства, подростки бросают учебу, не задумываясь о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши и девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в поведении.
В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностями подросткового самоубийства является психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, отсутствие ответного чувства, обиды. Подросткам характерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто, абстрагируя от своей личности понятие смерти, они покушением на убийство стремятся познать ее сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия, окружающими. Они становятся объектом осуждения, угроз, что также приводит к попытке самоубийства.
Среди беглецов зафиксировано больше всего подростков. Основная причина — плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60—70%), чем отца. Ученые это объясняют как психологическими причинами, так и социальными: тяжелым эко комическим положением семьи, безработицей, неполным составом семьи, слишком юным или наоборот преклонным возрастом родителей и т.п. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который побуждает плохое обращение.
Подростки-беглецы чаще всего ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью никогда не возвращаются.
Часть подростков-беглецов уходит из семьи под влиянием стремления к свободе, независимости.
Психологами разработаны типы детей с различными отклонениями, которые требуют самого разного подхода со стороны социального педагога. Так, одному ребенку требуется вмешательство социального педагога, чтобы помочь ему обрести самостоятельность и стойкость; другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером, или включить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе.
Некоторые подростки не любят захваливания, некоторых необходимо увлечь творчеством или трудом. У ребят замкнутых, эмоционально-холодных нужно развивать культуру общения.
В работе социального педагога встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни.
Все эти особенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в работе.
На особенности психического развития ребенка, которые следует знать социальному педагогу, обращал внимание в своих психологических исследованиях психолог Л.С.Выготский.
Л.С.Выготский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14-17 лет. В семнадцать лет характер возраста критически стабильный. Он определил характер «кризиса» в 13 лет, когда происходит физиологическая перестройка организма, физические и психологические изменения в организме, которые проявляются в реакции на внешние воздействия. Реакция на события в этом возрасте отличается от реакции взрослых. У подростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело.
В период кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми. Социальный педагог должен помнить, что перестройка поведения подростка связана с половым созреванием

(вернуться наверх)


.
.



 
Дизайн: "41" ® 2004 г.
тел. +7 (902) 926 45 18
e-mail: saint_kansk@list.ru