Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает
педагогический процесс перевоспитания. Что такое перевоспитание?
Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений
в поведении ребенка или подростка.
Перевоспитание — это трудный процесс и для воспитанника,
и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться
перспективой нового пути. Воспитатель должен поверить к
человека, проанализировать прошлое, настоящее и предоставить
будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.
Социальному педагогу приходится сталкиваться к сноси работе
с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить
свое поведение, изменить все его сознание и стремления,
чувства и волю, его деятельность. Перед социальным педагогом
стоит вопрос: как изменить отношение ребенка к труду и
спорту? Что может стимулировать его на положительную деятельность,
как отвернуть его от нравственно постыдных поступков? Как
подвести подростка к процессу самовоспитания и самообразования?
Все эти вопросы встают перед социальным педагогом в работе
с каждым воспитанником. К этому процессу педагог готовится.
Изучив воспитанника, следует сосредоточить ею внимание
на психологической готовности к изменению своего поведения.
Это второй этап перевоспитания. Третий этап это процесс
накопления нравственно положительных качеств, поступков
воспитанника. Важно, чтобы этот процесс воспитатель контролировал
и при небольших подвижках поощрял ребенка, направляя его
дальше на изменение своего поведения.
Цель социального педагога в работе с трудными детьми (подростками)
состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через возникший
кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.
Важно, чтобы в этом процессе, точнее, на этом этапе воспитанник
сам научился оценивать спои поступки, их положительные
и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить
путь дальнейшего поведения.
Это подход к четвертому этапу перевоспитания — процессу
самовоспитания, когда воспитанник должен выйти из кризиса
На всех этих этапах воспитатель выступает в роли консультанта.
Следует также учитывать, что в этот процесс перевоспитания
кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в
который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает
в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание
своего товарища. Социальный педагог, работающий с подростками
в реабилитационном центре, прибегает к одному из методов,
поставив перед воспитанником цель быть похожим на кумира,
на идеал. Этот нравственный идеал помогает в формировании
положительного поведения подростка.
Далее в новой обстановке реабилитационного центра его поступки
и решения направляются социальным педагогом.
Здесь важно знать способности воспитанника, определив которые,
педагог внушает ему уверенность в своих силах, в реальности
изменения своей жизни.
Учитывая, что в реабилитационном центре социальный педагог
работает с группой, важно незамедлительное ее изучение.
Необходимо знать все нюансы отношений всех воспитанников
в группе, степень влияния группы на каждого подростка.
Какие дела больше всего интересуют группу? Как она строит
свои отношения со средой?
Следует помнить, что у трудных подростков это могут быть
враждебность, агрессивность, замкнутость. Отсюда, начиная
с малой группы, следует оздоровить обстановку созданием
клуба, спортивной секции, технических кружков,
И еще один путь перевоспитания трудных подростков — это
включение в группу воспитанных подростков, что значительно
сложнее других методов.
В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к
опыту А.С.Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись
в критической ситуации, подросток понимает свою безысходность,
чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность
быть лучше. Но воспитанник достигнет успеха, если сможет
изменить свои привычки и поступки.
Трудный подросток требует особого подхода. Это в полном
смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого
должны быть установлены хорошие отношения с подростком и его
окружением, точнее, должен быть установлен контакт, что
в практике работы социального педагога достигается не сразу
и не просто.
Здесь важно социальному педагогу еще до встречи познакомиться
с личными делам подростка и в школе, и в комиссии по делам
несовершеннолетних. Важно выяснить причину педагогической
запущенности, а в дальнейшем стараться объединить педагогический
процесс воспитания и процесс самовоспитания. Социальному
педагогу важно овладеть приемом направления подростка к
деятельности самосовершенствования.
Работая с трудными подростками, социальный педагог на каждого
воспитанника составляет психологическую карту. В этом особенность
работы социального педагога — работа с личностью.
Учитывая, что трудные подростки чаще всего особенно возбудимы,
социальному педагогу важно выбрать для ребенка тот вид
деятельности, который поможет ему во время конфликта быть
сдержанным и терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании
у подростка терпимости, внимания, сдержанности.
Для воспитания этих качеств, следует помнить, что подросток
может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство
маленькими.
Работая в реабилитационном центре с подростками, социальный
педагог должен помнить о ряде условий, которые ему помогут
достичь успеха.
Первое — установить контакт с подростком, чтобы общение
дало возможность его познать. Познание ребенка — это второе,
о чем должен помнить педагог. Знать его мысли, стремления,
реакции, планы на будущее. Третье — установить добрые отношения,
что поможет в его реабилитации.
Подробная технология достичь контакта социального педагога
с подростком разработана психологом Л.Б.Филоновым. Он выделяет
несколько стадий в разговоре социального педагога с подростком.
Это накопление согласий во взглядах, вызов согласий со
стороны подростка, поиск его увлечений, понятие особенностей
его увлечений и поведения, определение отрицательных качеств
его личности, его реакция па постороннее влияние, выработка
общих норм поведения и взаимодействия
(вернуться
наверх)
.
.