ГЛАВНОЕ МЕНЮ    /    СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА   /   ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
 
Определение объекта и предмета науки зависит от ее теоретического статуса.
Объект - это область социальной действительности, которую исследует данная наука.
Предмет - это способ представления объекта с позиций данной науки.
В современном научном знании социальная педагогика рассматривается как наука, объектом которой является сфера социальной действительности, в которой целенаправленно конструируется система социально-педагогической деятельности по регулированию социальных отношений, а предметом - взаимодействие личности и среды.
Объект социальной педагогики
Как отрасль интегративного педагогического знания социальная педагогика исследует особую сферу социальной действительности, в которой осуществляется социально и личностно детерминированная деятельность, направленная на педагогизацию социокультурной среды и регулирование социальных отношений. Социально-педагогическая деятельность - это деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Социально-педагогическая деятельность имеет междисциплинарный характер. Она тесно связана с экономическими, политическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в социальной сфере.
Такая деятельность может выполняться на нескольких уровнях социума: макро-, мезо-, микроуровне - и отличается организационными формами.
На макроуровне социально-педагогическая деятельность направлена на создание определенных мер по преобразованию социокультурной среды в целях обеспечения полноценной независимой жизни нуждающимся в помощи членам общества. Она представлена такими организационными формами, как социально-политические акции, формирование общественного мнения с использованием средств массовой информации, развитие системы социальных институтов.
На мезоуровне социально-педагогическая деятельность выступает как деятельность по оказанию помощи средствами образования различным группам нуждающихся (семьям, детям, инвалидам и т. д.) в приобретении знаний и навыков, необходимых для развития и самореализации, в осознании ценностных ориентиров, в формировании чувства причастности к группе, социуму. Причем группы нуждающихся могут быть определены государственными структурами или устанавливаться отдельными благотворительными организациями или территориальными органами местного самоуправления. Организационные формы деятельности в этом случае достаточно разнообразны - от предоставления адресных социально-педагогических услуг до организации важнейших сфер жизни людей, нуждающихся в помощи.
На микроуровне социально-педагогическая деятельность исходит из проблем отдельного человека. Формы организации деятельности в этом случае варьируются - от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах.
Как открытая система социально-педагогическая деятельность тесным образом взаимосвязана с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, социологией, этикой, экологией, психологией, педагогикой.
Социально-педагогическая деятельность идентифицируется с педагогической деятельностью, так как и та и другая находятся в рамках одной подсистемы воспроизводства человека и направлены на личностное развитие индивида. Однако, несмотря на сущностную схожесть, имеются системные и качественные отличия, которые дают возможность рассматривать социально-педагогическую деятельность как самостоятельный социокультурный процесс. Наиболее существенными отличиями является то, что социально-педагогическая деятельность носит ситуативный характер, имеет в качестве своего объекта не всех людей, а лишь определенные категории нуждающихся в помощи и может осуществляться в более широком социальном пространстве.
Предмет социальной педагогики
Предметом социальной педагогики является взаимодействие личности и среды.
Становление личности человека в социокультурной среде происходит во взаимосвязи отношений в различных сферах: человек-человек, человек-природа, человек-общество, человек-семья, человек-время, человек-образование, человек-труд, человек-досуг, человек-здоровье и т. д.
Личность определяется социальным статусом и комплексом индивидуальных качеств человека, которые формируются под влиянием биологических и социальных факторов и представляют сложную структуру характеристик индивида. Вертикалью такой структуры являются те качества, которые человек обретает в процессе собственной активности, самостоятельного, свободного выбора своего жизненного сценария. Горизонталь проявляется в тех качествах, которые возникают вследствие трансформации социального опыта в процессе познания, в совместной деятельности, в целенаправленном построении собственных отношений к самому себе и к окружающему миру.
Процесс социального становления личности - поэтапное содержательное совершенствование человеческих качеств, период реализации социальных целей и задач конкретного человека в окружающем его жизненном пространстве.
Процесс взаимодействия личности и среды предполагает наличие многих факторов, осложняющих или нарушающих систему социальных взаимоотношений и негативно влияющих на возможности реализации жизненного потенциала личности.
 

 


© Ikarek, Green, Cool