ГЛАВНОЕ МЕНЮ    /    СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА   /   ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
 
Современная социальная педагогика является ведущей отраслью гуманистической педагогики, педагогики диалога и сотрудничества, содружества и сотворчества с ребенком.
Приоритетной задачей социальной педагогики как науки является разработка теоретических, методологических основ воспитательных процессов, отражающих взаимодействие социальных систем и отдельного человека в ходе его социализации и социального воспитания.
Наряду с теоретическими исследовательскими задачами социальная педагогика решает прикладные задачи социальной поддержки жизнедеятельности человека, физического и духовно-нравственного развития личности в конкретной микросреде в целях ее полноценной реализации. Эти задачи можно сформулировать следующим образом:
• культивировать в обществе ценностные ориентиры гуманистических отношений;
• содействовать развитию способностей в реализации собственного жизненного потенциала отдельного человека во взаимодействии с сообществом людей на всех уровнях социума: с ближайшим окружением, с общемировым сообществом;
• поддерживать свободный выбор человеком своих отношений к миру и к самому себе;
• внедрять в практику социально-педагогические технологии по поддержке личности, находящейся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности.
Задачи науки о социальном становлении личности не могут быть решены до степени исчерпанности. Социальная педагогика как наука на всех этапах развития общества будет изучать закономерности и разрабатывать новые, более совершенные модели социального воспитания и инновационные организационные формы учреждений и служб, анализировать социально-педагогический опыт, искать эффективные пути и средства внедрения научных открытий, прогнозировать варианты трансформации социальных институтов, способствовать позитивному изменению социальных отношений.
1.5. Методы социальной педагогики
Под методами исследования в науке понимается совокупность приемов и операций, способы решения научно-практических задач. Это инструментарий для проникновения в глубину исследуемых объектов. Чем многообразнее арсенал методов той или иной науки, тем выше уровень научных достижений в этой области исследования.
Многие методы, используемые в социальной педагогике, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социально-педагогической деятельности. Научный инструментарий социальной педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и трансформации методов других наук.
Методы, используемые социальной педагогикой, можно классифицировать следующим образом: правовые, политические, социологические, психологические, педагогические, медицинские, административно-управленческие и т. д.
Использование тех или иных методов социальной педагогики обусловлено спецификой объекта изучения. С другой стороны, они определяются профессиональной дифференциацией деятельности социального педагога, его специализацией в той или иной области, а также организационными формами образовательных учреждений и социальных служб, в которых осуществляется социально-педагогическая деятельность.
1.6. Функции социальной педагогики
Разнообразие направлений, принципов, задач и методов социальной педагогики как интегративной отрасли знаний становится системой, если они связываются в единое целое при помощи функций.
Основные функции современной социальной педагогики можно сформулировать как теоретико-преобразовательную и гуманистически-прикладную.
Теоретико-преобразовательная функция включает обобщение, анализ и синтез научных знаний в области социально-педагогической деятельности, исследование процесса социализации в совокупности природных, культурно-этнических и общественных факторов, системное распространение продуктивных идей в обществе.
Гуманистически-прикладная функция выражается в разработке социально-педагогических технологий поддержки развития личности, выявления эффективных условий и способов самореализации жизненного сценария человека, повышения уровня педагогической компетентности в обществе.
Перечисленные компоненты (объект, субъект, принципы, задачи, методы и функции) составляют структуру современной социальной педагогики, каждый элемент которой необходим и органически связан с другими, а в комплексе представляют целостную научную систему.
Представление о социальной педагогике как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для научного познания, и для практической организации процессов управления, и для повседневного конструирования социально-педагогической деятельности.
 

 


© Ikarek, Green, Cool