ГЛАВНОЕ МЕНЮ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА / ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ |
Современная социальная
педагогика является ведущей отраслью гуманистической педагогики, педагогики
диалога и сотрудничества, содружества и сотворчества с ребенком. Приоритетной задачей социальной педагогики как науки является разработка теоретических, методологических основ воспитательных процессов, отражающих взаимодействие социальных систем и отдельного человека в ходе его социализации и социального воспитания. Наряду с теоретическими исследовательскими задачами социальная педагогика решает прикладные задачи социальной поддержки жизнедеятельности человека, физического и духовно-нравственного развития личности в конкретной микросреде в целях ее полноценной реализации. Эти задачи можно сформулировать следующим образом: • культивировать в обществе ценностные ориентиры гуманистических отношений; • содействовать развитию способностей в реализации собственного жизненного потенциала отдельного человека во взаимодействии с сообществом людей на всех уровнях социума: с ближайшим окружением, с общемировым сообществом; • поддерживать свободный выбор человеком своих отношений к миру и к самому себе; • внедрять в практику социально-педагогические технологии по поддержке личности, находящейся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности. Задачи науки о социальном становлении личности не могут быть решены до степени исчерпанности. Социальная педагогика как наука на всех этапах развития общества будет изучать закономерности и разрабатывать новые, более совершенные модели социального воспитания и инновационные организационные формы учреждений и служб, анализировать социально-педагогический опыт, искать эффективные пути и средства внедрения научных открытий, прогнозировать варианты трансформации социальных институтов, способствовать позитивному изменению социальных отношений. 1.5. Методы социальной педагогики Под методами исследования в науке понимается совокупность приемов и операций, способы решения научно-практических задач. Это инструментарий для проникновения в глубину исследуемых объектов. Чем многообразнее арсенал методов той или иной науки, тем выше уровень научных достижений в этой области исследования. Многие методы, используемые в социальной педагогике, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социально-педагогической деятельности. Научный инструментарий социальной педагогики непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и трансформации методов других наук. Методы, используемые социальной педагогикой, можно классифицировать следующим образом: правовые, политические, социологические, психологические, педагогические, медицинские, административно-управленческие и т. д. Использование тех или иных методов социальной педагогики обусловлено спецификой объекта изучения. С другой стороны, они определяются профессиональной дифференциацией деятельности социального педагога, его специализацией в той или иной области, а также организационными формами образовательных учреждений и социальных служб, в которых осуществляется социально-педагогическая деятельность. 1.6. Функции социальной педагогики Разнообразие направлений, принципов, задач и методов социальной педагогики как интегративной отрасли знаний становится системой, если они связываются в единое целое при помощи функций. Основные функции современной социальной педагогики можно сформулировать как теоретико-преобразовательную и гуманистически-прикладную. Теоретико-преобразовательная функция включает обобщение, анализ и синтез научных знаний в области социально-педагогической деятельности, исследование процесса социализации в совокупности природных, культурно-этнических и общественных факторов, системное распространение продуктивных идей в обществе. Гуманистически-прикладная функция выражается в разработке социально-педагогических технологий поддержки развития личности, выявления эффективных условий и способов самореализации жизненного сценария человека, повышения уровня педагогической компетентности в обществе. Перечисленные компоненты (объект, субъект, принципы, задачи, методы и функции) составляют структуру современной социальной педагогики, каждый элемент которой необходим и органически связан с другими, а в комплексе представляют целостную научную систему. Представление о социальной педагогике как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для научного познания, и для практической организации процессов управления, и для повседневного конструирования социально-педагогической деятельности. |
|
© Ikarek, Green, Cool |