Человек как жертва процесса
социализации.
Человек не только объект
и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что
процесс и результат социализации заключают в себе внутренне противоречие.
Успешная социализация
предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с
другой – способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее –
части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению
человека.
Таким образом, можно
констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не
разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью
обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация
предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в
нем.
Человек, полностью
адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.
е. конформист,
может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не
адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации – диссидентом
(инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в
этом обществе образа жизни.
Любое модернизированное
общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо
иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует
жертв социализации в основном вопреки своим целевым установкам. В то время как
тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой
личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как неизбежное
побочное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже
необходимые для функционирования тоталитарного общества люди – творцы
становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него как «спецы», а
не как личности.
Величина, острота и
проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором
развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для
общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и
воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого
человека.