КУЛИ (Cooley) Чарльз Хортон (родился
17.08.1864 в г. Энн Эрбор, штат Мичиган, умер 08.05.1929, там же) —
американский социолог, социальный психолог, автор теории “зеркального Я”,
один из основоположников теории малых
групп. Получил образование и преподавал в Мичиганском
университете. Общетеоретическими источниками социологической концепции Кули
послужили: философия Гёте, Эмерсона; функциональная психология У. Джемса;
социология Конта, Спенсера. Шеффле,
Гумпловича, Тарда, Уорда, Гиддингса. Основы социологической теории Кули
изложены в трилогии “Человеческая природа и социальный порядок” (1902),
“Социальная организация” (1909), “Социальный процесс” (1918), а также в работе
“Социологическая теория и социальное исследование” (1930). В основе
социологической теории Кули лежат социальный органицизм и признание
основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Называя
себя монистом, Кули рассматривал общество, социальные группы и индивида как
единый живой организм. Но органицизм Кули далек от биологических аналогий; его
холизм основан на ментальной природе социального организма — “сверх-Я”,
“большом сознании”. “Социальное” и “индивидуальное” — две стороны ментальной
целостности, личность и общество едины как части общего целого. В этом единстве
“социальное” лишь кумулятивный аспект целостности, а “индивидуальное” — ее
дискретный аспект. Кули не дает однозначного определения этой целостности,
обозначая ее метафизической категорией “человеческая жизнь”. Приобщение индивидуальных
ментальных процессов к “большому сознанию” — это и есть социальный процесс,
который Кули понимает как социализацию индивидуального сознания, основываясь на
социальной психологии У. Джемса. Социализация индивидуального сознания
начинается в первичной группе (семья, соседская община), где есть
непосредственный психологический контакт. Оно развивается от инстинктивного
“самоощущения” (“selffeeling”), в котором “Я” — это “эмоции”, “возбуждения”, до
социальных чувств (любви, уважения, сочувствия и др.). При этом Кули не
различает строго чувства и рассудок. Сознание сводится здесь к различным
“умонастроениям” (“feeling states”), взаимосвязь которых осуществляется
разумным началом — движущей силой социальных процессов. Результатом
социализации являются “образы”, или “представления” (“imaginations”). В
“представлениях” “самоощущения” индивида ассоциируются с общепринятыми
символами и становятся в резутьтате. “социальными чувствами”. “Социальные
чувства”, по Кули,— это основа социальной организации и социального контроля.
Потенциальная разумная природа индивидуального “Я” приобретает социальное
качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы.
Усваиваемые индивидом представления о своем “Я”, которые возникают в сознании
“других”, Кули называет “представлениями представлений” (“imaginations of
imaginations”). Они признаются в качестве социального факта и являются основным
предметом.