Мид (Mead) Джоржд Герберт (родился 27.2.1863 в г. Саут-Хадли, шт. Массачусетс, умер 26.4.1931 в Чикаго), американский философ-идеалист и социальный психолог. Окончил Гарвардский университет, изучал философию и психологию в Германии. С 1894 профессор Чикагского университета. Последователь идей У. Джемса и Дж. Дьюи. Вместе с последним входил в состав чикагской школы, развивавшей принципы прагматизма, в духе которого Мид трактовал сознание как инструмент приспособления индивида к среде, рассматривая при этом мир объектов с точки зрения их значения для поведения индивида. Взаимодействие людей в группах приводит, по Миду, к возникновению мира искусственных объектов-символов. В процессе социализации индивид овладевает значениями символов и с их помощью учится сознательно направлять свои действия, "вплетая" их в более широкий "общественный акт". Развитие индивида в зрелую личность характеризуется прогрессирующей способностью координировать своё поведение с действиями партнёров, "принимать роль", отведённую ему в жизни группы. Структура человеческого "Я", по Миду, отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах. Формируя у индивида определенное представление о самом себе, общество как бы "входит в него изнутри", направляя его действия по нужному пути. С появлением у индивида развитого "Я" внешний социальный контроль уходит внутрь, становится самоконтролем, а человек превращается в ответственную личность, способную выполнить свою роль в структуре символического взаимодействия группы, общества в целом. Социальная теория Мида оказала влияние на последующее изучение проблемы личности, социализации, социального контроля и легла в основу определенного направления социальных исследований - "символического интеракционизма". Отказ от анализа содержательной стороны социального взаимодействия ограничивает сферу применения теории Мида изучением непосредственных интерпсихологических контактов, т. е. фактически рамками социально-психологического подхода к общественным явлениям. Поэтому попытки представить её как общую социологическую теорию, в равной мере пригодную для описания межличностного взаимодействия и глобальных процессов, несостоятельны.