Мид (Mead) Джоржд
Герберт (родился
27.2.1863 в г. Саут-Хадли, шт. Массачусетс, умер 26.4.1931 в Чикаго),
американский философ-идеалист и социальный психолог. Окончил Гарвардский
университет, изучал философию и психологию в Германии. С 1894 профессор
Чикагского университета. Последователь идей У. Джемса и Дж. Дьюи. Вместе с
последним входил в состав чикагской школы, развивавшей принципы прагматизма, в
духе которого Мид трактовал сознание как инструмент приспособления индивида к
среде, рассматривая при этом мир объектов с точки зрения их значения для
поведения индивида. Взаимодействие людей в группах приводит, по Миду, к
возникновению мира искусственных объектов-символов. В процессе социализации
индивид овладевает значениями символов и с их помощью учится сознательно
направлять свои действия, "вплетая" их в более широкий
"общественный акт". Развитие индивида в зрелую личность
характеризуется прогрессирующей способностью координировать своё поведение с
действиями партнёров, "принимать роль", отведённую ему в жизни
группы. Структура человеческого "Я", по Миду, отражает структуру
взаимодействия индивида в различных группах. Формируя у индивида определенное
представление о самом себе, общество как бы "входит в него изнутри",
направляя его действия по нужному пути. С появлением у индивида развитого
"Я" внешний социальный контроль уходит внутрь, становится
самоконтролем, а человек превращается в ответственную личность, способную
выполнить свою роль в структуре символического взаимодействия группы, общества
в целом. Социальная теория Мида оказала влияние на последующее изучение
проблемы личности, социализации, социального контроля и легла в основу
определенного направления социальных исследований - "символического интеракционизма".
Отказ от анализа содержательной стороны социального взаимодействия ограничивает
сферу применения теории Мида изучением непосредственных интерпсихологических
контактов, т. е. фактически рамками социально-психологического подхода к
общественным явлениям. Поэтому попытки представить её как общую социологическую
теорию, в равной мере пригодную для описания межличностного взаимодействия и
глобальных процессов, несостоятельны.