Человек
как объект социализации.
Каждый
человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом
социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации
определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел
ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью
(семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и
экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным
гражданином (политическая социализация) и т. д.
Следует
иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации
предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации.
Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают
специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же этих
требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они
предъявляются.
Эмиль
Дюркгейм, рассматривая
процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу,
и именно оно является субъектом социализации.
«Общество, - писал он, - может выжить только тогда, когда между его
членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится
сформировать человека «по своему образцу», т. е. утверждая приоритет общества в
процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта
социализирующих воздействий общества.
Взгляды
Э. Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Талкоттом Парсонсом
развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей, в
том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.
Т.
Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором
ребенок родился», как «освоение реквизита ориентации для удовлетворительного
функционирования в роли». Универсальная задача социализации – сформировать у
вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как
максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам,
человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми
другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам
становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.
Теории
Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на
многих исследователей социализации. До сего времени многие из нас рассматривают
человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс
(где субъектом выступает общество или его составляющие). В концентрированном
виде этот подход представлен в типичном определении социализации, данном в
Международном словаре педагогических терминов (Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас,
Алан Р. Маршал, 1987 год): «Социализация – это процесс освоения ролей
и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития
удовлетворительных связей с другими людьми».