А. В. Петровский (родился 14. 05. 1924 года в г.
Севастополь), участник Великой Отечественной войны, психолог, академик РАО
(1992), академик АПН СССР (с 1971), доктор психологических наук (1966), профессор
(1968). Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1994). Указом
президента Российской Федерации награжден Орденом Почета (1998). Окончил
Московский городской педагогический институт имени В.П. Потемкина (1947).
Преподавал в Вологодском педагогическом институте (с 1950), в Московском
городском педагогическом институте им. Потемкина (с 1952). В 1966 - 1971 зав.
кафедрой психологии МГПИ. С 1968 в системе Академии педагогических наук СССР:
академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1968-76),
вице-президент (1976-79). Одновременно в 1978-82 зав. кафедрой педагогики,
психологии и методики преподавания в высшей школе Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова, в 1972-91 зав. лабораторией психологии
личности НИИ ОПП. С декабря 1991 президент-организатор Российской академии
образования. 1992-97 президент РАО. 1997-99 академик-секретарь Отделения
психологии и возрастной физиологии РАО. В 1972-73 член Международной комиссии
ЮНЕСКО по развитию образования. С 1999 консультант Университета РАО.
Исследовал
историю развития психологической мысли в России. В ряде работ 80 гг. впервые
поставил вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии,
психотехники, рефлексологии, реактологии, а также трудов В.М. Бехтерева, В.А.
Вагнера, П.П. Блонского и др. (Вопросы теории и истории психологии: Избранные
труды. 1984). В конце 90-х гг. разрабатывал особую область
историко-психологического исследования - политическую историю психологии,
предметом которой является развитие психологической науки в зависимости от
политической конъюнктуры, которая складывалась в тоталитарных государствах.
В
области социальной психологии А.В. Петровский сформулировал концепцию
деятельностного опосредствования межличностных отношений, позволяющую
дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру
внутригрупповых связей. В частности, показана неправомерность распространения
зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на другие группы.
Разработал стратометрическую концепцию групповых связей. Обосновал трехфазную
концепцию развития личности, выявившую закономерность смены этапов ее
адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при
изменении статуса в прежней. На этой основе им предложена возрастная
периодизация, в которой путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства
(преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно
индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе. С этих
позиций подверг критической переоценке концепцию ведущей деятельности. В теории
межличностных отношений предложил трехфакторную модель "значимого
другого", где в качестве факторов, определяющих для субъекта значимость
другого человека, выступают властные полномочия, аттракция (привлекательность)
и референтность (авторитетность). Сложные соотношения и количественные
изменения этих факторов образуют отраженную субъектность значимого другого.
(Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982). В 1996 начал разрабатывать
особую область - теоретическую психологию, предметом которой является рефлексия
психологической науки, обнаруживающая в ее категориальной системе ключевые
проблемы основных принципов исследования. Им предложена многоуровневая
категориальная система, характеризующая психику человека (протопсихологический,
базисный, метапсихологический, экстрапсихологический уровни), показаны
межуровневые и внутриуровневые связи. Таким образом, удалось построить теорию
психологических теорий, каждая из которых базируется на одной из категорий, входящих
в общую категориальную систему (Психология в России. ХХ век. М., 2000).
Петровский
А.В. - редактор и соавтор ряда учебников по общей, социальной, возрастной,
педагогической и теоретической психологии. Совместно с М. Г. Ярошевским
разработана многоуровневая система психологической подготовки в вузах (премия
Правительства РФ в области образования, 1997), редактор книги "Новое
педагогическое мышление" (1989), в которой обобщен опыт исследовательских
работ по подготовке реформы образования в Российской Федерации. Автор
научно-познавательных книг. Консультант фильмов: "Семь шагов за
горизонт", "Я и другие", "Чучело" и др.
А.В.
Петровский - автор и редактор 150 отдельных изданий, в том числе книг,
переведенных на 16 иностранных языков, а также свыше 500 статей в журналах и
сборниках, соредактор совместно с М. Г. Ярошевским ряда психологических
словарей.