Механизмы социализации.

Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфербренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Различают два вида механизмов социализации:

ü     психологические и социально-психологические;

ü     социально-педагогические.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на боле поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое освоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др.  С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI веке Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или  блокированные  в  силу  изменившихся  условий жизни  (например, переезд  из  села в  большой город),  могут  «всплыть» в  поведении  человека  при  очередном  изменении жизненных  условий или  на  последующих  возрастных  этапах.

Институциональный механизм социализации, как  следует  уже  из  самого  названия, функционирует  в  процессе  взаимодействия  человека с  институтами  общества и различными  организациями, как  специально созданными для  его социализации, так и реализующие функции попутно, параллельно  со  своими  основными  функциями (производственные, общественные,  клубные  и другие  структуры, а  также  средства  массовой коммуникации). В  процессе  взаимодействия  человека с  различными  институтами  и организациями  происходит  нарастающее  накопление  им  соответствующих  знаний и  опыта   социально  одобряемого  поведения  и  конфликтного или бесконфликтного  избегания  выполнения  социальных  норм.

Надо  иметь  в  виду, что средства  массовой коммуникации   как  социальный  институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют  на социализацию  человека не  только  с  помощью трансляции определенной  информации, но и через  представление  определенных  образцов  поведения героев  книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность  этого  влияния  определяется  тем, что, как  тонко  подметил  еще  в XVIII в. реформатор  западноевропейского  балета  французский балетмейстер            Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые  героями,  отличаются  большей  силой и определенностью, нежели  страсти  людей  обыкновенных, им  легче  и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимыми лицами могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизм. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

В  целом  процесс социализации  условно  можно  представить  как  совокупность  четырех  составляющих (таблица): 

 

 

социализация

 

стихийная

относительно направляемая

относительно социально контролируемая – воспитание

 

самоизменение человека

 


 

Составляющие  процесса социализации:

ü     стихийной социализации человека  во  взаимодействии  и  под  влиянием  объективных  обстоятельств  жизни  общества, содержание, характер  и  результаты  которой  определяются социально-экономическими  и  социокультурными реалиями;

ü     относительно  направляемой социализации, когда  государство предпринимает определенные  экономические, законодательные, организационные  меры  для решения  своих  задач, которые  объективно  влияют  на  изменение  возможностей  и  характера  развития, на  жизненный  путь  тех  или  иных  социально-профессиональных  этнокультурных  о  возрастных  групп (определяя  обязательный  минимум  образования, возраст  его  начала, сроки  службы  в  армии и т.д.);

ü     относительно  социально  контролируемой  социализации (воспитания) – планомерного создания  обществом  и  государством  правовых, организационных, материальных  и духовных  условий  для  развития  человека;

ü     более  или  менее  сознательного  самоизменения  человека, имеющего просоциальный, асоциальный  или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в  соответствии  с  индивидуальными  ресурсами  и  в  соответствии  или  вопреки  объективным  условиям  жизни.