Механизмы
социализации.
Существуют различные
подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный
психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури
Бронфербренер механизмом
социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость)
между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в
которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает
в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции
в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения
педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации,
которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания
человека на различных возрастных этапах.
Различают два вида
механизмов социализации:
ü психологические и
социально-психологические;
ü социально-педагогические.
К психологическим и
социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.
Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и
подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных
объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако
и на боле поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов,
ощущений и т.п.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое освоение норм
социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми
лицами.
Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае –
один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком
социального опыта.
Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления
человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает,
принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам
общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может
представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я»
человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может
формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той
реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К
социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации (стихийный)
представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов,
стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения
(соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на
неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия
господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма
рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это
его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае
оказывается прав французский мыслитель XVI веке Мишель Монтень, который писал: «…Мы
можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат
нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в
том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в
детстве, но впоследствии невостребованные или
блокированные в силу
изменившихся условий жизни (например, переезд из
села в большой город), могут
«всплыть» в поведении человека
при очередном изменении жизненных условий или
на последующих возрастных
этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует
уже из самого
названия, функционирует в процессе
взаимодействия человека с институтами
общества и различными
организациями, как специально
созданными для его социализации, так и
реализующие функции попутно, параллельно
со своими основными
функциями (производственные, общественные, клубные
и другие структуры, а также
средства массовой коммуникации).
В процессе взаимодействия человека с
различными институтами и организациями происходит
нарастающее накопление им
соответствующих знаний и опыта
социально одобряемого поведения
и конфликтного или
бесконфликтного избегания выполнения
социальных норм.
Надо иметь
в виду, что средства массовой коммуникации как
социальный институт (печать,
радио, кино, телевидение) влияют на
социализацию человека не только
с помощью трансляции
определенной информации, но и через представление
определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.
Эффективность этого влияния
определяется тем, что, как тонко
подметил еще в XVIII в. реформатор
западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти,
испытываемые героями, отличаются
большей силой и определенностью,
нежели страсти людей
обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с
теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения,
стиль жизни и т. д.
Стилизованный механизм социализации действует
в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается
комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для
людей определенного возраста или определенного профессионального или
культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления
той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура
влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой
мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.)
референтны (значимы) для него.
Межличностный механизм социализации функционирует
в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В
его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря
эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом
возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного
пола и др. Естественно, что значимыми лицами могут быть членами тех или иных
организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники,
то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда
общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на
человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или
организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации
как специфический.
Социализация человека, а
особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше
механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у
конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это
различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а
также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может
играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют
институциональный и стилизованный механизм. Для людей явно интровертированного
типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных)
важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют
различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о
сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный
механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.
В целом
процесс социализации условно можно
представить как совокупность
четырех составляющих
(таблица):
|
Составляющие процесса
социализации:
ü стихийной социализации человека во
взаимодействии и под
влиянием объективных обстоятельств
жизни общества, содержание,
характер и результаты
которой определяются
социально-экономическими и социокультурными реалиями;
ü относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные
экономические, законодательные, организационные меры
для решения своих задач, которые объективно
влияют на изменение
возможностей и характера
развития, на жизненный путь
тех или иных
социально-профессиональных
этнокультурных о возрастных
групп (определяя
обязательный минимум образования, возраст его
начала, сроки службы в
армии и т.д.);
ü относительно социально
контролируемой социализации
(воспитания) – планомерного создания
обществом и государством
правовых, организационных, материальных
и духовных условий для
развития человека;
ü более
или менее сознательного
самоизменения человека, имеющего
просоциальный, асоциальный или
антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования,
саморазрушения), в соответствии с
индивидуальными ресурсами и
в соответствии или вопреки объективным
условиям жизни.