Квалификационные характеристики классного руководителя предназначены для формирования профессиональных и должностных обязанностей; формирования учебных планов подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования классных руководителей; аттестации учителей, выполняющих функции классных руководителей.
Общая характеристика
Классный руководитель - профессиональная позиция, в основе которой лежит образовательная задача:
- обеспечить включенность каждого учащегося в образовательные процессы школы; - обеспечить проявление и развитие самобытных особенностей каждого учащегося, предъявление их в значимых для учащегося форматах;
- обеспечить понимающее взаимодействие между сверстниками, с педагогами, родителями, другими взрослыми
Деятельность классного руководителя включает в себя три базовых направления: организацию, руководство и управление.
Организация - тип деятельности, ориентированный на упорядочение и систематизацию воспитывающих процессов в образовании.
Руководство - тип деятельности, направленный на совместное формирование целей и задач деятельности по воспитанию в системе образования и построение организационных форм их раелизации.
Управление - тип деятельности, призванный определять общие проблемы, разрабытывать ход развития и функционирования системы воспитания в целом.
Квалификационные требования к деятельности классного руководителя. Организационный аспект
Классный руководитель должен знать:
- общие положения теории деятельности
- основы организации воспитательных процессов
- основы законодательства в области детства
- основы здоровьеразвивающей деятельности
Классный руководитель должен уметь:
- разрабатывать программу действий мероприятийного, проектного и программного типов по достижению воспитательных целей
- правильно оценивать активы и ресурсы необходимые для достижения воспитательных целей; разрабатывать бюджеты
- излагать содержание и смысл воспитательных действий, который будет понят общественностью, различными заинтересованными лицами и организациями
- разрабатывать критерии оценки достижения воспитательных целей, проводить анализ способов их достижения, составлять и оформлять аналитический отчет
- обеспечивать фиксацию всех значимых достижений и событий
Квалификационные требования к деятельности классного руководителя. Аспект руководства
Классный руководитель должен знать:
- основы теории аксиологии, герменевтики, риторики и эвристики;
- основные положения психологии и социологии детства;
- современные нормы этики и эстетики;
- общие положения валеологии.
Классный руководитель должен уметь:
- формулировать дисциплинарные принципы, правила внутреннего распорядка и жизни ученического коллектива, нормы внутриклассной культуры;
- разрабатывать и реализовывать мотивирующие действия;
- осуществлять подготовку, принятие и реализацию решений на коллективно-распределенной основе.
Квалификационные требования к деятельности классного руководителя. Аспект управления
Классный руководитель должен знать:
- теорию управления;
- подходы и методы моделирования;основы деятельностного прогнозирования и сценирования.
-
Классный руководитель должен уметь:
- разрабатывать модели воспитательных процессов, оптимизировать их по технологическим, экономическим, правовым и этическим показателям
- выделять ключевые показатели и критерии воспитательных процессов в зоне своей компетентности и ответственности
- привлекать и эффективно использовать необходимые ресурсы для приведения воспитательных процессов к оптимальным показателям по разработанным моделям
- принимать решения о прекращении деятельности в рамках устаревших моделей воспитательных процессов, о создании и запуске новых воспитательных процессов.