Конфликты, разные по значимости и последствиям, возникают постоянно. Некоторые разрешаются мгновенно, не оставляя ни малейших царапин в душе; другие разрешаются трудно, разрастаются и требуют постороннего участия.
       Основные причины конфликтов:
- отсутствие одинаковых оценок ситуаций, действий, событий;
- эгоизм;
- общение с трудными родителями (в том числе с трудными детьми);
- различие в собственных планах сторон;
- личностные качества - недоверие, подозрительность, стремление тянуть «одеяло на себя»;
- разный образ жизни.
       Задача разрешения конфликтной ситуации заключается в выборе оптимального решения, не ущемляющего самолюбия сторон, улучшающего и смягчающего дальнейшее общение. Существуют следующие сложности в разрешении конфликта:
- недостаток информации;
- боязнь выбора;
- особенности личности конфликтующих сторон;
- острота ситуации.
       Что же делать, чтобы избежать излишних конфликтов? Основное правило - подавить свои эмоции и стараться «отстраниться»: не принимать в свой адрес отрицательные «выплески», эмоциональные «взрывы». Не попадать под влияние, особенно негативное. Не забывать о своих установках, о своем взгляде на вещи. Попытаться «раскрыть» человека для себя, особенно если вы дорожите хорошими отношениями с ним. Конфликты с трудными родителями требуют особого терпения и чуткости при разрешении и легче всего ликвидируются при условии контроля над эмоциями и особенностями личности сторон.
       Правила поведения в конфликте:
- Дайте участнику разговора «выпустить пар».
- Требуйте обоснования его претензий или обвинений.
- Используйте неожиданные приемы для погашения его агрессии. Научитесь гасить агрессивную настроенность родителя.
       Агрессия - это такое поведение, при котором к другому человеку относятся как к вещи или средству достижения своих целей. При этом человек чувствует себя неловко, униженно или подавленно.
Правила поведения с «агрессором»:
- Держите себя уверенно, спокойно и достойно.
Не многие люди выдерживают нейтральную, но уверенную позицию, сталкиваясь с агрессией. Чаще начинают нервничать, повышать голос, кричать, всячески сопротивляться или уступают и смиряются с нажимом.
- Не бойтесь попасть в неловкое положение.
Агрессоры играют отработанные роли. Они применяют психологический прессинг - ставят человека в неловкое положение перед самим собой и окружающими. И особенно это, конечно, неприятно учителю.
- Не забывайте, что и агрессору приятно уважение.
Агрессоры - тоже люди. Никаких угроз, даже ответных, в адрес агрессора. Не надо злорадно улыбаться, если вам удалось доказать свою правоту.
Как ослабить психопрессинг? Для этого надо сделать несколько психологически верных шагов.
- Зарядитесь доброй злостью, пытаясь призвать к порядку нарушителя общепринятых или приемлемых для тебя норм поведения.
Не принимайте псевдообъяснений. Например, родитель жалуется на что-то, мешающее ему повлиять на своего ребенка. Посочувствуйте ему, но скажите твердо, что все равно это сделать необходимо.
- Не идите на конфронтацию, на обострение отношений.
Начавший конфликт родитель и вы решаете общую для вас проблему.
- Увеличивайте ответное давление на агрессора мягко, вежливо, постепенно.
Сначала - намекните: вы заметили его настрой и это огорчает вас. «Конечно, сейчас конец учебного года, и вы расстроены и раздражены. Вы весь день на такой тяжелой работе и устали, а еще приходится и ребенка подстегивать, чтобы хорошо окончил учебный год».
- Проявите при увеличении ответного давления свое миролюбие.
«Думаю, нам не стоит идти на конфликт с учителем математики... Мы всё сможем решить полюбовно».
- Мягкое противостояние агрессору сопроводите конструктивным предложением.
«Я понимаю, что вы не можете найти общий язык с учителем русского языка... Вы не возражаете, если мы вместе попробуем решить эту проблему?»
Цель любой конфронтации - не разрыв отношений, а вынужденные меры, которые надо провести с минимальными издержками, но без мщения и злорадства. Не стоит и возмущаться тактикой «обидчика». Самое разумное: спокойная беспристрастная констатация его поведения. Передавайте свои чувства от себя лично, не обобщая.
Но никогда не упускайте возможности призвать агрессора к миру и установить с ним дружеские отношения, как бы далеко ни зашла конфронтация. Помните, что плохой мир лучше доброй ссоры. « Мы стоим на пути к ссоре, но так этого не хочется».
- Свою негативную оценку подавайте в виде отражения собственных чувств.
- Предлагайте родителям сформулировать желаемый конечный результат.
- Рассматривайте проблему конфликта как задачу из учебника и ищите ее решение.
- Дайте родителям возможность «сохранить свое лицо».
- Отражайте, как эхо, их высказывания, чтобы избежать непонимания.
- «Сохраняйте и свое лицо», удерживайтесь в позиции «на равных».
- Не бойтесь компромисса и не уходите от извинений.
- Принимайте договоренность.
- Не разрушайте отношений. Табу в конфликтной ситуации нельзя:
- Критически оценивать родителей.
- Приписывать им плохие намерения.
- Демонстрировать знаки превосходства.
- Обвинять и приписывать только родителям ответственность за их ребенка.
- Игнорировать чужие интересы.
- Видеть все только со своей позиции.
- Уменьшать заслуги собеседника и его вклад.
- Преувеличивать свои заслуги.
- Раздражаться, кричать.
Три метода самоуспокоения:
- Рационализация гнева.
Осмыслите причину, вызвавшую раздражение, и придайте ей другое значение. Вами управляли эмоции, а не разум. Поищите что-либо положительное в том, что случилось. Найдите - и ситуация будет выглядеть несколько иначе.
- Визуализация гнева.
Эта техника направлена на то, чтобы пережить какое-то событие, которое охладит гнев. Техника визуализации учит тому, чтобы все это проигрывать в воображении, увидеть это на внутреннем экране и погасить тем самым свой гнев. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. А затем постараться увидеть желаемые события на внутреннем экране.
1. Уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев. Пусть он будет лилипутом, гномом, букашкой.
2. Постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде, со сковородкой на голове, в нелепом колпаке и т.п.
3. Представьте гнев как лучок энергии, который входит в вас и уйдет через вас в землю.
4. Изобразите гнев на своем мысленном экране и расстреляйте его из пушки.
- Релаксация.
Методы релаксации основаны на расслаблении мышечной системы, вслед за которой расслабляется и нервная система.
1. Позвольте выйти своему гневу, не сдерживайте его.
2. Расслабьтесь и проведите аутотренинг.
3. Мышечно изобразите улыбку. Пусть она вначале будет походить на гримасу. Посмотрите на себя в зеркало.
4. Не рассказывайте всем в школе о конфликте, чтобы успокоиться. Лучше замрите и сосредоточьтесь на внутренних ощущениях, дыхании.
5. Держите паузу. Она позволит успокоиться, сосредоточиться и подобрать достойный ответ.
10. Не задевайте «болевые точки» и уязвимые места родителей,
11. Не обрушивайте на родителей множество претензий.